Пока команды летят в Шанхай и с беспокойством смотрят репортажи с улиц Бахрейна, давайте потратим ещё пару минут и разберёмся в том, что сейчас происходит с несчастным жёлто-зелёным шильдиком (если кто-то ещё не разобрался, конечно).
В предыдущих сериях. Колин Чепмен разделил Team Lotus и Lotus Cars (позднее переименованную в Group Lotus) и продал их:
- Team Lotus: Чепмен и наследники -> Питер Коллинз и Питер Райт -> Дэвид Хант -> Тони Фернандес.
- Group Lotus: Чепмен и наследники -> General Motors -> Романо Артиоли -> Proton.
В 2009 году в Proton приходит Дани Бахар, который начинает активно развивать норфолкское подразделение концерна под лозунгом "New Era for Lotus". С одной стороны, он планирует полное обновление модельного ряда Lotus в течение 4 лет. В прошлое уходят Elise I, Exige и Evora, появляются новые модели Ethos, Elise II, Elan, Elite, Esprit и Eterne, активно идут исследования с целью создать кроссовер Lotus. Основная цель -- дать Lotus возможность выйти из узкой рыночной ниши на поле Porsche, Ferrari и Aston Martin. На всё это Бахар просит у Proton около $1,25 млрд.
Параллельно Дани начинает агрессивный промоушен марки в автоспорте. В 2010 году Proton поддержал Тони Фернандеса, который переименовал свою команду 1Malaysia в Lotus Racing (именем Group Lotus) и пришёл с ней в Формулу-1. Спустя год Proton перекинулся к более успешной Genii/Renault F1, Фернандес остался один, но переименовал команду в Team Lotus, поскольку у него были права на это имя, купленные у Дэвида Ханта (правда, сам Хант в зависимости от степени подпития то поддерживал Фернандеса, то утверждал, что права на марку Team Lotus всё ещё у него). Позднее Proton+Genii и Фернандес договорились о том, что у Тони остаются права на имя Team Lotus (которое он не использует), Team Lotus переименовывается в Caterham, команда Genii переименовывается в Lotus F1 Team. По аналогичной запутанной схеме идут проекты и в других сериях: GP2, GP3, 24 часа Ле-Мана, IZOD IndyCar, WRC.
Пользуясь случаем, хочу от лица всех болельщиков Формулы-1 и редакторов Википедии выразить благодарность Романо Артиоли за то, что хотя бы он ни с кем не судился и не встревал. Есть же хорошие люди на свете!
Теперь фабула. В 2-3 квартале 2011 года у Proton стремительно заканчиваются деньги. Возможно, виной тому "арабская весна": малайзийское правительство в финансовом плане сильно пострадало от потери бывших союзников, а Proton принадлежал правительственному концерну. Возможно, на самом деле деньги заканчивались не столь стремительно, но на протяжении уж очень долгого интервала времени -- Proton уже довольно давно не приносил прибыли. В общем, неважно.
Факт в том, что осенью Бахар начинает искать инвестора для Group Lotus. Среди потенциальных партнёров фигурируют Genii (заинтересованы, но нет лишнего миллиарда) и Toyota (есть лишний миллиард, но нет особого интереса). Инвестиций Дани не находит, и в январе 2012 года всю группу Proton (а вовсе не один-единственный Group Lotus, как кое-где пишут) у государства выкупает малайзийский частный конгломерат DRB-HICOM Berhad.
Сразу после покупки концерн начинает агрессивный финансовый аудит ведущихся в Proton проектов. Естественно, больше всего этот аудит бьёт по Дани Бахару, который прекращает называть конкретные даты запуска Elan, Eterne и Elite в производство, а также незамедлительно начинает второй раунд поисков, причём на этот раз ищет уже не инвестора, а покупателя, и просит уже всего $800 млн. Подобные метания, видимо, заставляют руководство Genii нервничать, и оно под залог почти всего имущества команды берёт у Бахара кредит примерно на $55 млн на погашение старинных долгов перед Renault Sport и Snoras, пока ещё есть возможность.
По слухам, в этот момент Genii также выторговывает у Бахара на неких условиях официальное право использовать имя Lotus в Формуле-1 до 2017 года включительно -- но публично эти слухи пока никто не подтвердил.
В марте DRB-HICOM замораживает (но пока не отменяет) проект по обновлению модельного ряда Group Lotus. Запуск единственной оставшейся в чётких планах модели Esprit откладывается на 6 месяцев, также приостанавливаются проекты "заряженных" версий Exige и Evora. 7 марта в интервью журналу Evo Бахар обещает, что в течение месяца DRB-HICOM окончательно определится с будущим марки Lotus на рынке и в автоспорте.
Месяц проходит, и 7 апреля вся околоавтомобильная (и автоспортивная) общественность ждёт заявления от Бахара на тему будущего Lotus, однако вскоре становится ясно, что никаких заявлений не будет. Это на фоне новостей о катастрофической нехватке двигателей Lotus/Judd у команд серии IZOD IndyCar. В связи с этим Genii начинает чувствовать себя уж совсем некомфортно и, по всей видимости, желает в глазах спонсоров (нынешних и будущих, приводимых именем Райккёнена) дистанцироваться от туманных перспектив автопроизводителя с Туманного Альбиона. Что, в общем, публично и делает, при этом отменяя опцион Proton на покупку команды, но не меняя условий кредита, выданного в феврале.
Что мы имеем в итоге?
- конструктор Формулы-1 из Энстоуна в данный момент носит имя Lotus исключительно по наследству, точно так же, как в прошлом году его носила команда из Хингэма (только наследство не от Ханта, а от Proton). Никакими условно материальными основаниями (будь то старая база Team Lotus в Хетеле или автозавод Lotus Cars) это имя не обеспечено. Однако права на него у Genii, вероятнее всего, есть, как минимум, до 2017 года. Да финансовая база у команды в принципе какая-никакая имеется, главное -- ухитриться отдать Бахару долг вовремя;
- конструктор Формулы-1 из Хингэма носит имя Caterham, при этом обладает юридическими правами на имя Team Lotus (и кепкой Чепмена), но, похоже, не собирается его использовать, поскольку в финансовом смысле от этого имени Фернандес уже ничего не выигрывает;
- на имя и историю выступлений легендарной Team Lotus в данный момент никто не претендует;
- всем прочим командам, связавшим свою судьбу с Group Lotus и Proton, по всей видимости, следует срочно искать новых титульных спонсоров и партнёров. В списке пострадавших: ART Grand Prix, Newman/Haas, Dragon Racing, HVM Racing, Judd, Jetalliance, United Business Rally Team...
- будущее марки Proton сравнительно обеспечено, DRB-HICOM планирует продолжать разработку моделей для массового рынка;
- будущее марки Lotus не определено. Перспективы варьируются от полного финансирования программы "New Era" до полной ликвидации марки. В случае, если Бахар найдёт инвесторов, возможно даже полное восстановление прежних проектов и соглашений -- за исключением тех, кто к тому моменту уже отвалится сам. Возможно даже восстановление партнёрства с Genii.
Вроде бы я ничего не забыл, м?
Первоисточник -
http://ru-f1.livejournal.com/1665022.html