22.12.2011
В интервью сайту "Чемпионат.com" российский пилот WRC Евгений Новиков подвёл итоги сезона-2011, рассказал о планах на 2012-й и прокомментировал изменения в составах Ford и Citroen.
Чемпионат.com: Евгений, позади сезон-2011, в котором у вас было восемь этапов WRC, два финиша в очках. Как оцениваете итоги чемпионата?
Евгений Новиков: В целом неплохо. Хотя, безусловно, очень много было проблем. В начале сезона особенно много было технических проблем. Где-то я ошибался... Всегда можно лучше, но общие ощущения неплохие. Нам не хватает стабильности, но есть скорость. Надо работать над стабильностью. В любом случае, мы получили в этом году опыт и, опять же, показали скорость.
Чемпионат.com: Вероятно, в последних двух гонках вы работали именно над стабильностью, и эта работа была успешной. Теперь можно больше рисковать в каких-то моментах?
Евгений Новиков: Безусловно, две последние гонки я ехал на "доезд", намного сбавил темп. Естественно, я буду отталкиваться от такой стабильности и потом потихонечку наращивать скорость.
Чемпионат.com: Первый вопрос от читателей. Будет ли в 2012-м борьба в турнирной таблице или же сезон будет для наката и получения опыта? (вопрос от читателя clutch)
Евгений Новиков: Всё будет зависеть от гонок - в одних будет "доезд", в других буду ехать на максимуме, там в первую очередь будет скорость. Такие гонки, как, например, Грецию, я поеду на максимуме. А на новых для меня гонках - вроде Монте-Карло, Швеции - я поеду аккуратно, чтобы получить опыт на будущее.
Чемпионат.com: Какие у вас ожидания от Монте-Карло?
Евгений Новиков: На мой взгляд, в чемпионате есть два сложнейших ралли - Монте-Карло и Великобритания. Они особенные. Почему? Потому что очень сложная дорога, постоянно меняется покрытие - то скользко, то "держак" лучше. Очень сложно пилотировать в таких условиях, а ведь ещё есть туманы, дожди, в Монте-Карло - лёд. Сами по себе гонки очень длинные. В Монте-Карло протяжённость спецучастков будет 450 километров против обычных 350. "СупеРалли", к тому же, в этом году не будет.
Великобритания - тоже очень длинная гонка. В первый день мы в общей сложности проехали где-то тысячу километров, пусть даже 800 из них были перегонами. Очень длинная и сложная гонка. Вставали в 4-5 утра. Так что две эти гонки очень сложные. Какие ожидания конкретно от Монте-Карло, трудно сказать. Очень интересно будет проехать эту гонку в первый раз, но буду работать на "доезд".
Чемпионат.com: Из уже проведённых ралли какое запомнилось больше всего?
Евгений Новиков: Каждое по-своему интересное. Например, Австралия была интересна по характеру дорог, да и вообще она немного необычна за счёт далёкого расположения ралли. По сложности на первое место поставлю Великобританию, как и сказал. Отмечу Ралли Франции: интересная гонка, поскольку асфальтовые спецучастки были похожи на дороги общего пользования.
Чемпионат.com: У вас в этом году была возможность попробовать и "Форд", и "Ситроен". Насколько ценным получился этот опыт сравнения?
Евгений Новиков: Очень важно понимать, что из себя представляет каждая из машин. В том числе это помогает объективнее принять решение на сезон-2012, на чём ехать. Это драгоценный опыт. К тому же гонка на "Ситроене" была и асфальтовой, и гравийной. Машины сами по себе очень разные, очень сильно друг от друга отличаются по стилю пилотирования, но по скорости примерно одинаковые.
Чемпионат.com: Какая всё-таки машина будет? (keshaslavec)
Евгений Новиков: Я думаю, на этой неделе мы точно озвучим команду, за которую поедем. (Интервью записывалось до объявления о том, что Женя поедет на Ford Fiesta RS WRC - прим.ред.)
Чемпионат.com: Какие отличительные характеристики есть у "Форда" и "Ситроена"?
Евгений Новиков: Машины очень разные по управлению: "Ситроен" мягче, чем "Форд". "Ситроен" более валкий, с ним можно больше играть на дороге. Да и вообще различий очень много, начиная с тормозов - разные тормозные колодки, по-другому работают тормозные системы. На "Форде" педаль намного более короткая и жёсткая. Характеристики моторов разные, у "Ситроена" он чуть лучше на низких оборотах. Немножко по-другому коробка работает... У каждой машины свои плюсы, а по скорости они примерно одинаковые.
Чемпионат.com: Насколько велика разница между заводской и незаводской техникой?
Евгений Новиков: Она, безусловно, есть, но никогда никто не скажет конкретных цифр. Клиенты не скажут, потому что никогда не пробовали заводские машины, а заводские пилоты никогда не заявят, что едут быстрее благодаря технике. Но я разговаривал с разными гонщиками, участвующими в клиентских программах, и им по случайности давали пробовать заводскую машину. Просто когда у заводского пилота сломался автомобиль - мотор перегрелся - надо было вывезти машину на тесты и посмотреть характеристики двигателя. Этот пилот-клиент говорит, что разница чувствуется, однозначно.
Понятно, что она не гигантская, но если ты сядешь за руль, то прочувствуешь её. В первую очередь разница связана с мотором. Но это только то, что мне говорят люди, ведь я сам заводскую машину в деле не пробовал. В целом никто не скрывает, что зазор существует. Могу привести пример: подвеска у заводских автомобилей последней серии, усовершенствованная, а клиентам она просто недоступна. Ну и мотор. Учитывая плотность борьбы, всё это очень важно.
Чемпионат.com: Сможет ли "МИНИ" навязать борьбу "Ситроену" в следующем году и нет ли желания выступать за эту команду? (formula-ein)
Евгений Новиков: Если отвечать на первый вопрос, то боюсь, что нет. "Ситроен" намного больше вкладывает в тестовую программу, в развитие автомобиля. Плюс у него очень сильный состав по гонщикам. По второму вопросу - про "МИНИ" мы думали, мы вели переговоры, но, к сожалению, они не увенчались успехом. Ну, не договорились. Плюс это на сегодняшний день объективно не лучший вариант, потому что машина неспособна давать максимальный результат.
Чемпионат.com: А заводские команды предлагают вам контракт? (djalexice)
Евгений Новиков: Мы работаем над этим. Ближе всего мы к "Форду", но пока ничего конкретного. Нужно ещё набраться опыта.
Чемпионат.com: Почему только восемь этапов в 2012-м, почему не полный сезон? (georgin95)
Евгений Новиков: Безусловно, в первую очередь связано с финансами. Мы очень хотим проехать весь чемпионат, а восемь гонок - это минимум. Естественно, будем стараться проехать весь сезон. Будем над этим работать.
Чемпионат.com: Если выступления будут удачными, есть ли вариант провести полный сезон? (papius2)
Евгений Новиков: Наверное, такое возможно. Как в 2011 году, когда мне дали бесплатно проехать на Ралли Великобритании. Посмотрим, будем делать всё возможное.
Чемпионат.com: Кто будет вашим штурманом в следующем сезоне? (sn1ckers)
Евгений Новиков: Дени Жироде, это точно.
Чемпионат.com: Как будете готовиться конкретно к этапу в Монте-Карло?
Евгений Новиков: В конце этого года собираюсь немного отдохнуть, потом будет физическая подготовка, но ничего особенного. Как таковых тестов, выездов куда-то нет. На машине WRC устроить это нереально, а на других - без толку. К тому же у нас нет особых трасс, где погонять, кроме Тушино.
При этом очень плотная работа будет на самой гонке. Перед гонкой идёт запись трассы и работа с видео. Когда мы проходим трассу, то у нас на машине есть видеокамера. Перед соревновательным днём я просматриваю видео предстоящих допов. Это очень тяжёлый и долгий процесс. Основная работа по подготовке проделывается именно в этот момент.
Чемпионат.com: Как скоро все почитатели вашего таланта смогут увидеть вас на подиуме этапа WRC, обливающегося шампанским? (den-pozd)
Евгений Новиков: Боюсь, что я не могу точно ответить на этот вопрос, но я буду делать всё, чтобы это произошло максимально быстро. Буду делать всё возможное.
Чемпионат.com: Как относитесь к перестановкам в составах команд перед сезоном-2012?
Евгений Новиков: У "Ситроена" очень сильная команда в плане тактики и набора очков. Лёб очень опытный и быстрый, Хирвонен просто очень стабильный, но не столь быстрый. Для Ожье переход в "Фольксваген", - это, наверное, очень неплохой вариант, хотя я не знаю всех деталей. Как я понимаю, "Фольксваген" очень серьёзно настроен, поэтому я уверен, что в 2013 году машина будет неплохая. Когда у команды есть бюджет, то интересно выступать на новом автомобиле. По поводу "Форда" - Сольберг является очень быстрым и опытным пилотом, у него есть мотивация. У них тоже очень сильный состав, да и вообще слабых составов не бывает. Крепкие дуэты получились.
Чемпионат.com: Насколько легко психологически для Ожье будет отступить назад, фактически устранившись на год из борьбы?
Евгений Новиков: Всегда есть мотивация. В данном случае она в том числе денежная. Когда тебе платят хорошие деньги, то, думаю, ты можешь проездить один год в таком режиме - имея трёхлетний контракт на руках.
Чемпионат.com: Евгений, есть ли у вас какие-нибудь приметы? Берёте ли вы с собой всякие побрякушки в машину? Может, у вашей "Фиесты" есть женское имя? (sn1ckers)
Евгений Новиков: У меня никаких примет абсолютно нет. Ничего такого.
Чемпионат.com: Как проводите тренировки, по сколько часов в день?
Евгений Новиков: Наверное, все думают, что в этом процессе есть что-то особенное. Нет! Очень плотный график, а сами гонки такие длинные, что ты всегда в тонусе. Подготовка заключается только в наборе физической формы. А вот тренировок на машине нет. Что касается тестов, то это заранее обговаривается с командой - сколько будет тестовых дней. Мы сами выбираем, перед какими этапами хотим тестироваться.
Чемпионат.com: Сейчас будет серия вопросов, касающаяся управления машиной. Первый - как часто в ралли используется педаль сцепления?
Евгений Новиков: Только при старте, когда трогаешься с места. И иногда на перегонах между спецучастками, чтобы немного поберечь коробку.
Чемпионат.com: Какой ногой предпочитаете нажимать на педаль тормоза как на раллийной машине, так и на обычной?
Евгений Новиков: Всегда левой. Правая - газ. В педалях не путаюсь, одновременно не нажимаю (улыбается).
Чемпионат.com: Что предпочитаете - переключение скоростей рычагом или подрулевыми лепестками?
Евгений Новиков: Безусловно, лепестками, ведь это быстрее и проще.
Чемпионат.com: Часто ли раллисты матерятся?
Евгений Новиков: Как и все люди. Не хочу, конечно, за всех говорить, но, в моём понимании, достаточно часто!
Чемпионат.com: Вечный вопрос прошлого: "Импреза" или "Лансер". Что вам ближе? (pawqo-0)
Евгений Новиков: "Импреза", потому что на автомобилях того поколения она больше нравилась по совокупности поведения мотора и вопросам управления.
Чемпионат.com: На какой машине вы ездите в обычной жизни? Есть ли у вас машина мечты? (dj-forza)
Евгений Новиков: Машины мечты у меня, наверное, нет. Каждый день езжу на "Мерседесе".
Чемпионат.com: Попадали ли вы в аварии в реальной жизни? (velardi)
Евгений Новиков: Нет, не попадал. Были какие-то мелкие глупости, скорее не по моей вине, но ничего серьёзного.
Чемпионат.com: Ваше мнение о компьютерных автосимуляторах? Играете ли в них, если да, то в какие?
Евгений Новиков: Нет, не играю, и это абсолютно не помогает в подготовке, потому что управление автомобилем в реальной жизни и на симуляторе абсолютно разное. Изучать трассу тоже нереально, потому что реальная и виртуальная трассы отличаются - разная ширина, разные наклоны, всё разное.
Чемпионат.com: Евгений, всегда хотел узнать: насколько сильно и конкретно чем ралли отличается от кольцевых автогонок? (eduard-omsk)
Евгений Новиков: Различия достаточно велики, но если ты обладаешь кольцевым опытом, то переход в ралли не так сложен, потому что база везде одна - в поиске траектории, точек торможения, в чувстве автомобиля. Если эти навыки развиты, то всё реально.
Чемпионат.com: Если бы Райкконен остался в WRC, то удалось бы ему выйти на уровень топ-пилотов?
Евгений Новиков: Не уверен, что он смог бы это сделать. В любом случае, это вопрос достаточно большого времени - минимум трёх лет.
Чемпионат.com: Если бы вы выбирали, где провести этап ралли в России, какое место вы бы выбрали? (spaun705)
Евгений Новиков: На сегодняшний день - Выборг, потому что там чуть проще с инфраструктурой. Во-вторых, там неплохие дороги, на мой взгляд. Нужно только найти больше спецучастков. И в-третьих, там недалеко Санкт-Петербург, можно каким-то образом привлечь зрителей.
Точно речь не пойдёт о юге, точно не о Новороссийске. Там безобразные дороги в первую очередь, и нет инфраструктуры. Люди там не готовы к этапу чемпионата мира. Ноль шансов.
Чемпионат.com: Оцените перспективы чемпионата России по ралли. Чего, по вашему мнению, не хватает ему в первую очередь?
Евгений Новиков: Хороших организаторов. Организация ралли безобразная, начиная от расписания гонки, поддержки тайминга, чтобы всё было без опозданий, и заканчивая подготовкой трассы, тем более безопасностью. Вопрос скорее не в деньгах, а в людях, в менталитете. Просто нет элементарного опыта, нет понимания, что надо делать. Выборг - это, на мой взгляд, единственная гонка, которая удалась, было всё хорошо и в плане организации, и в плане подготовки трассы. Трасса реально была интересная, поэтому этап IRC действительно был неплохим пробным шаром.
Чемпионат.com: Поступало к вам предложение принять участие в Гонке чемпионов в паре с Виталием Петровым? (kpocc)
Евгений Новиков: К сожалению, нас не пригласили. Если позовут, то, безусловно, хотелось бы поучаствовать, это очень интересно. Не думаю, что в свете побед Лёба и Ожье мы можем говорить о каком-то преимуществе представителей ралли. Просто раллисты - очень универсальные пилоты, ведь приходится пилотировать и по гравию, и по асфальту, и по снегу. Ничего удивительного, что побеждают быстрые пилоты, которые быстро адаптируются.
Чемпионат.com: А как могло бы выглядеть идеальное ралли для вас? Какое покрытие, какие погодные условия?
Евгений Новиков: Сложно сказать... Каждые условия на гонке по-своему интересны. Например, зимой очень интересны гонки на шинах с шипами, другое управление автомобилем. Асфальт бывает мокрый или сухой, более гладкий или шершавый, более ровный или разбитый... Всё разное и интересное. В этом и суть ралли - постоянно что-то новое, постоянно разные условия. Так что ничего идеального выбрать не могу.
Чемпионат.com: Планируете ли вы, в обозримом будущем, принять участие в марафоне "Дакар"? К примеру, в 2015-м? (priova)
Евгений Новиков: Да, хотелось бы, мне это очень-очень интересно!