30 марта стартует новый сезон самой престижной заокеанской серии с открытыми колесами. Ради чего вы должны пожертвовать своим сном и с чашкой кофе сидеть у телевизора (а то и у монитора) поздней ночью или вовсе ранним утром перед трудной рабочей неделей, будет описано ниже.
Прежде всего, откроем учебники истории! Индикар в нынешнем виде существует с 1996 года, когда владелец самого известного в мире автодрома в мире «Индианаполис Мотор Спидвей» (ну не Монако же это или кольцо «Сарте», право слово) Тони Джордж решил создать новую серию Indy Racing League с овалами и гонкой «500 миль Индианаполиса». Казалось бы, в Америке процветала серия КАРТ, и у Джорджа не было никаких шансов – первый чемпионат состоял всего из трех этапов, но магическая приставка «Инди» сработала. В 2000-м году гонщики КАРТ впервые получили право выступить на «пятисотке» и подопечный Чипа Гэнесси небезызвестный Хуан-Пабло Монтоя таки вырвал победу у «ирээловцев». На следующий год парни из КАРТ и вовсе разнесли местных пилотов в пух и прах – первые пять мест остались за ними! Но это была лебединая песня КАРТ – сильнейшие команды Америки вроде «Пенске» или «Андретти» уже положили глаз на ИРЛ, которая еще к 2003-му году получила право называться Индикаром. В 2008-м году произошло долгожданное слияние чемпионатов, хотя тут уместнее сказать поглощение Индикаром своего конкурента – от Чемпкара остались часть гонщиков, команд, возможность отсчитывать историю с начала двадцатого века и теплые воспоминания.
Отдельный разговор о трассах. Первоначально позиция ИРЛ была предельно ясна – овалы, еще раз овалы и ничего кроме овалов! Почти 10 сезонов все было так и не иначе, но в середине двухтысячных городские и дорожные трассы начали скромно появляться в календаре. Теперь они стали полноправными хозяевами чемпионата, нагло вытеснив треки, где пилоты могут поворачивать только налево – их осталось всего шесть. Во главе с пафосным Индинаполисом. О нем стоит сказать отдельно. Во-первых, в этом году впервые тут состоятся два этапа, причем первый, в начале мая, пройдет на дорожной версии автодрома, примерно той же конфигурации, что мы видели в Формуле-1, разве что пилоты Индикара поедут в обратном направлении. Ну а 25 мая состоится самый-самый-самый главный заезд в году, победа в котором ценится никак не меньше, чем титул во всем чемпионате. Гонка пройдет уже в 98-й раз (ох и банкет тут закатят организаторы через два года), на старте мы увидим 33 машины, включая, вероятно, и Жака Вильнева. Но о нем чуть ниже. Еще не уснули?
Немного о самой машине – шасси производит оккупировавшая многие престижные чемпионаты итальянская «Даллара», индекс у него DW12. Как несложно догадаться, шасси названо в память о трагически погибшем в 2011-м году Дэне Уэлдоне. Болиды достаточно большие, более пяти метров в длину и двух в ширину. Турбомоторы поставляют две фирмы – Шевроле и Хонда. Шесть цилиндров, 2.2 литра объема, 12000 оборотов в минуту, почти 700 л/с. Файрстоун производит резину. В итоге все это чудо позволяет нестись на скорости глубоко за 350 км/ч в паре сантиметров от стены. Добавьте к этому еще 2-3 машины в один ряд в паре сантиметров от тебя, а потом удивляйтесь как болид еще выдерживает тяжесть стальных… Но не будем об этом.
В нынешнем сезоне немного изменилась и система начисления очков. Вкратце – теперь в самых престижных гонках (Поконо, Фонтана и Индианаполис) будут разыграны двойные очки – победителю гонки достанется 100 баллов вместо 50-ти. Так же обладатель поула в «Инди-500» запишет на свой счет 33 очка вместо прошлогодних девяти.
Чемпионат продлится всего 5 месяцев (с 30 марта по 13 августа), но гонок будет аж 18 на 15 трассах - В Детройте, Хьюстоне и Торонто пройдут сдвоенные гонки. Овалов, как уже упоминалось выше, всего шесть, четыре этапа пройдут на стационарных дорожных автодромах, остальные гонки состоятся на городских трассах.
Вот мы и подошли к представлению гонщиков и команд. Тут уже начал творить историю Михаил Алешин, став первым российским пилотом в Индикаре, подписав контракт на все этапы с Sam Schmidt Motorsports! У Михаила нет опыта гонок на овалах, не так много было в его карьере и городских трасс. Но чемпион Мировой серии Рено уже провел несколько тестов, в том числе и на овалах, произвел достаточно неплохое впечатление и в целом к началу сезона во Флориде подходит в неплохой форме. Оплошать не должен! Кто еще: прежде всего харизматичный Хуан-Пабло Монтоя возвращается в чемпионат. Колумбиец, прилично располневший в период Наскара, подписал контракт с Роджером Пенске, привел себя в форму и на предсезонных тестах был одним из лидеров. Стоит отметить и чемпиона мира Жака Вильнева – он будет напарником Михаила Алешина в Индианаполисе, спустя 19 лет со своей уникальной победы на «старой кирпичнице». Фанам Формулы-1 стоит обратить внимание на Джастина Уилсона, Себастьяна Бурдэ и, особенно, на Такуму Сато – опасное украшение всех гонок. Но за титул, скорее всего, будут бороться другие люди. Прежде все, это трехкратный и действующий чемпион новозеланцец Скотт Диксон из команды Чипа Гэннеси. Это и пара напарников Монтои по «Пенске» - «вечно вторые» Уилл Пауэр и Хелио Каштроневиш. Гонщики Майкла Андретти – его сын Марко, и, в большей степени, чемпион 2012 года американец Райан Хантер-Рэй и канадец Джеймс Хинчклифф Отличные выступления Симона Пажено – напарника Алешина – в прошлом году дают все основания включить и его в эту группу, равно как и прошлогоднего победителя пятисотки Тони Канаана.
Все этапы сезона обещает показать «Виасат-спорт», правда не все в прямом эфире, но альтернативы на российском телевидении нет. Комментировать Индикар продолжит, по всей вероятности, Сергей Беднарук.