Легендарные гонки: 24 часа Ле Мана
История автоспорта зарождалась во Франции. В конце XIX века различные виды соревнований на машинах начали обретать более-менее современные очертания. Сначала были любительские соревнования, а после, когда организацией гонок начали заниматься отдельные структуры, по всему миру начались строиться трассы. В основном отдавалось предпочтение гонкам на специально выделенных для этого местах. Например, в Италии построили автодром в Монце, в Германии - Нюрбургринг.
Во Франции на то время было уже несколько треков, но строительство продолжалось. Дошло до того, что в этой стране появились множество организаций, которые занимались развитием автоспорта в отдельных регионах. Одной из них был Западный Автоклуб Франции (Automobile Club de l'Ouest). Сначала в 1906 году на его плечи рухнуло проведение первого Гран-при в истории чуть восточнее Ле Мана. А затем была создана гонка, которая и по сей день является одним из главных событий автоспортивного года.
Остаться в живых
26 мая далекого 1923 года был дан первый старт гонке под названием "24 часа Ле Мана". Это была гонка на выживание, которая позволяла конструкторам машин проверить свои детища на длинных дистанциях. Здесь скорость была не так важна - главное было проехать все 24 часа. И, если машина видела взмах клетчатого флага, то это означало, что цель достигнута. Первым его увидели французы Андре Легаш и Рене Леонард. К финишу их привез "Шенард-Волкер", который выпускался только в первой половине ХХ века и сейчас присутствует на выставках ретро-автомобилей. А вот гонке не нужно было много времени, чтобы вписывать в истории красивые традиции. Уже в 1925 году старт и финиш гонки давал французский флаг. Возможно, это было сверхпатриотично, но такой традиции повторение найти трудно. И им было вдвойне приятно то, что победу вновь одержал французский экипаж на машине национального производителя. На этот раз победил нам хорошо известный Лорен-Дитрих.
Гонку принимало кольцо Сарте, которое состояло в основном из дорог общего назначения и коротких специально построенных отрезков. Условно его можно было сравнить со старой трассой в Спа - дистанция проходила в треугольнике между городами Ле Ман, Мульсан и Арнаж. Между первыми двумя была прямая дорога длинной больше, чем пять километров и на этом участке могли быть побиты все мыслимые и немыслимые рекорды скорости. Остальные две трети дистанции были более медленными и это давало возможность командам развивать и проверять свою аэродинамику. Это обстоятельство и начало привлекать сильные команды, которые увидели здесь новые для себя цели. Уже в те времена автопроизводители пытались здесь найти компромисс между двумя разными участками трассы. Конечно же, целью было уменьшение сопротивления воздуха на прямой Мульсан - но при этом необходимо было не потерять прижимную силу на медленных участках.
Для этого в 30-х годах машины начали оснащать различными обвесами. Лучше всего это удавалось Бентли и Альфа-Ромео, которые выиграли до войны девять гонок на двоих. Что же касается великих пилотов в довоенный период, то победа досталась лишь одному из них. Тацио Нуволари на Альфитте победил здесь в 1933 году. Также питались покорить вершину Рудольф Караччиола и Луи Широн, но все время становились заложниками ненадежной техники. Что и говорить, если после войны гонка в Ле Мане образовала наряду с Гран-при Монако и Инди-500 знаменитую "Триаду", и за все время все три гонки выиграл лишь Грэм Хилл. Суточный заезд по департаменту Сарте - именно он дал название треку - был не каждому под силу во все времена.
Трагедия, которая изменила все
После войны сильнейшие производители в мире были представлены в Ле Мане во всей красе. Первой победительницей возродившейся гонки стала Феррари, которая таким же образом отмечалась на многих трассах. Автомобили Энцо Феррари в конце 40-х годов были лучшими практически везде и не обошли мимо Ле Ман. Следующее десятилетие прошло под диктовку Ягуар, но все спортивные показатели были омрачены событиями в 1955 году, которые потрясли весь спортивный мир. Петер Левег на Мерседесе поехал на пит-стоп, а на выезде его подрезал один из пилотов, и француза понесло на трибуну. Поскольку машина была заправлена под завязку, произошел взрыв, а затем долго пылал пожар.
Организаторы решили не останавливать гонку, чтобы зрители не мешали быстрому проезду скорых, которые отчаянно пытались спасти жизни пострадавших. Увы, но жертвами стали 82 человека, в том числе и сам Петер Левег. С ним на Ле Мане была связана еще одна история. В ранние годы многие пилоты решались проехать гонку в одиночку и все ради того, чтобы сэкономить секунды на пит-стопе. В 1952 году Петер был среди них, но он уснул на 22-м часу гонки. После этого случая был наложен запрет на одиночное участие.
После трагедии в 1955 году в автоспорте произошло два немаловажных события. Во-первых, правила безопасности проведения соревнований стали более ужесточенными, а во-вторых - в конце года из гонок ушел Мерседес. Именно трагедия в Ле Мане лишила сил Альфреда Нойбауэра - глава Мерседеса в тот период - продолжать успешную гоночную программу немецкого автогиганта. Петера Левега в команду пригласил лично он сам, и такую потерю тяжело было перенести. Но в целом трагедия не сломала развитие гонок, а только его усилила. В истории автоспорта было много случаев, когда жуткие аварии заставляли пересмотреть правила безопасности и то, что есть сейчас, было построено на крови пилотов, зрителей и обслуживающего персонала трасс. Трагедии в дальнейшем не обошли и Ле Ман, но, благо, были и позитивные моменты в истории этой гонки.
http://isport.ua/