Час езды от Лондона, заключительная часть которой проходит по живописной лесной дороге, и мы на родине легендарной автомобильной марки McLaren в местечке Уокинг (графство Суррей). Штаб-квартира McLaren вплетена в сельский ландшафт, здесь располагается мозговой центр едва ли не самой успешной команды «Формулы-1» Vodafone McLaren Mercedes. Комплекс, объединяющий технологический и производственный центры, спроектирован архитектурным бюро сэра Нормана Фостера и уже успел получить несколько престижных премий в области дизайна.
Первое, что встречает посетителей штаб-квартиры легендарной компании, - болид команды «Формулы-1», на котором в прошлом году выступал пилот Льюис Хэмилтон. Гостям McLaren предлагают запечатлеть себя на его фоне. Чуть дальше выставлены иконы мотоспорта - машины, на которых в 1980-х годах побеждали легендарные Алан Прост и Айртон Сенна (в сезоне 1988 года они на двоих выиграли 15 из 16 гонок). За ними пристроились болиды, на которых еще недавно выступали нынешние пилоты команды Vodafone McLaren Mercedes Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон. Тут же стенды с многочисленными кубками и наградами за победы в Королевских гонках.
На заднем плане за прозрачными стенами трудятся инженеры McLaren Racing, стремясь сделать болиды еще совершеннее, быстрее, мощнее. Здесь же расположились смежные подразделения группы - McLaren Automotive, McLaren Electronics и др., которые занимаются конверсией суперсовременных технологий «Формулы-1» для мирной жизни.
Подземный переход связывает инженерный центр с производственным комплексом McLaren, где собираются суперкары MP4-12С. Назвать это автосборочным цехом не поворачивается язык: светлые пластиковые стены напоминают интерьеры межпланетного корабля.
На открытии производственного центра в прошлом году присутствовал британский премьер Дэвид Кэмерон, что неудивительно, ведь McLaren - не только гордость британского автопрома, но и достаточно крупный по местным меркам работодатель. Более половины из почти двухтысячного коллектива McLaren Group составляют инженеры. Операционный директор McLaren Алан Фостер уверен, что социальная миссия его компании - показать престижность инженерных специальностей и стимулировать их выбор молодым поколением британцев.
Никакой суеты, свойственной конвейерному сборочному производству, здесь не увидишь. Одновременно в цехе собирается с десяток автомобилей. Несколько рабочих деловито и неспешно вручную собирают каждый автомобиль, стоимость которого в Великобритании стартует со 168 тыс. фунтов стерлингов (260 тыс. долл.). Автомобиль разгоняется до 205 миль в час (более 300 км/ч), что почти втрое выше скоростного лимита в Великобритании (70 миль в час). Сотрудник McLaren, проводивший экскурсию по заводу, не видит в этом никакой проблемы: он перечисляет с десяток гоночных трасс в стране, где владельцы суперкаров могут оценить всю их мощь и почувствовать себя пилотами болидов.
У McLaren большие надежды, связанные с новым предприятием. Значительная часть цеха пока пустует, сейчас действует только одна производственная линия, рассчитанная на выпуск 8-11 автомобилей в день. Но в McLaren вынашивают амбициозные планы: в ближайшие три года в серию будет запущено несколько новых моделей, что позволит к середине десятилетия увеличить производство суперкаров почти вчетверо, до 4500 штук в год.
Алан Фостер считает эти планы вполне реалистичными. Спрос на люксовые модели растет, а кризис практически не сказался на этом сегменте. Сейчас 80% автомобилей экспортируется за пределы Соединенного Королевства, преимущественно в США. Продажи осуществляются в нескольких сверхбогатых странах Персидского залива, в Европе, Канаде, Японии - в общей сложности в 18 государствах. Развивающиеся страны, в первую очередь входящие в БРИК, пока не представлены на карте McLaren, и экспансия в эти регионы сейчас одна из главнейших задач.
Главная цель, конечно, Китай с его почти 1,5-миллиардным населением, крупнейшим в мире автомобильным рынком и десятками тысяч миллионеров. Суперкары McLaren уже продаются в Гонконге, но компания ведет переговоры об открытии автосалонов в континентальном Китае. Ожидается, что первый их них откроется в Шанхае в уже недалеком будущем. Следующий пункт - Индия, где McLaren уже открыл один автосалон в Мумбае. Большие надежды возлагают на Бразилию с ее быстрорастущей экономикой. «Россия тоже очень интересна», - кивает г-н Фостер, McLaren уже ведет поиск местных партнеров. Когда, где и за сколько в России можно будет купить творение британской компании, в McLaren пока сказать не могут
http://www.rbcdaily.ru/2012/04/10/industry/562949983527149