После серии терактов во Франции состоялось два народных, как бы у нас сказали, схода. Первый был относительно стихийный — в течение пары часов после расстрела карикатурной редакции. Второй миллионный, с иностранными гостями, через несколько дней.
Первый собрал тысячи парижан, второй — несколько миллионов человек со всей Франции и не только.
Второй был подготовлен со всей тщательностью — от массированной прокачки аудитории с помощью хэш-тэгов до включения в кампанию по его раскрутке звёзд мировой величины и политических лидеров. Вспомните, что несколько дней подряд даже российские СМИ только и рассказывали о ходе подготовки к этой акции и о том, какие высокие гости заявили о своём намерении её посетить. Такой мощнейший пиар, конечно же, дал свои результаты, но дело не столько в нём (и мы это разберём).
Начнём же с первого стихийного марша протеста в Париже: он собрал хоть и гораздо меньше людей, но «нам и столько не снилось».
Разберёмся: против чего, собственно, восстал тогда простой парижанин. Для верности возьмём один рядовой месяц французской действительности и мысленно перенесём его на наш предновогодний ландшафт.
Давайте вспомним, что во Франции незадолго до известной трагедии какие-то фанатики с криком «Аллах акбар» уже нападали на полицейские участки. Другие какие-то фанатики давили прохожих машинами. В новогоднюю ночь какие-то отморозки сожгли 1000 ни в чём не виновных автомобилей.
Это, на минуточку, события всего двух недель, без учёта всего контекста французской действительности и последующих трагедий. Я думаю, случись у нас такое, то и мы бы вышли на улицу. Хотя бы ради того, чтобы показать власти свой испуг и растерянность и потребовать навести, в конце концов, уже хоть какой-то порядок. Что, собственно, парижане и сделали.
Но их власть из ситуации опять изящно выкрутилась, свалив всё на издержки идеологической войны: мол, мы страдаем за продвижение идеалов либерализма, а не за то, что у нас криворукие спецслужбы, тупая миграционная политика и бездарная экономическая. Поэтому, уважаемые верующие, сплотите ряды, нас ждут новые, ещё более кровавые жертвы.
Что же касается второго мероприятия, то французский «марш миллионов», строго говоря, был ни чем иным, как актом веры, шествием адептов либеральной религии.
Участники этого культового действия организованно поклонялись своему символу, т.н. «Свободе слова», и солидарно демонстрировали свою решимость защищать его от притязаний других религий, мировоззрений и систем взглядов. Многие ли среди этих миллионов так уж истово хранят веру в своей душе? Трудно подсчитать, но точно не все. Мероприятие обязывает принять в нём участие, чтобы продемонстрировать свою лояльность вере, а многие, поддавшиеся на пиар-кампанию, вообще плохо соображали, в чём и зачем они участвуют. Так, у метро прохожим иногда странные люди раздают пригласительные на бесплатные «семинары о здоровье, счастье и благополучии», а там свидетели Иеговы или сайентологи. А чё не сходить, если бесплатно, да и популярные звёзды поддерживают? Будет, в конце концов, что в Инстаграм выложить. В этом свете, кстати, весьма любопытно выглядит отказ принять участие в марше Б.Х. Обамы, который то ли на деле исповедует совсем другую религию, то ли мнит себя живым богом той, которой на площадях Парижа кланялись. Порошенко вон весь лоб себе о мостовую разбил.
Насколько незаурядным явлением для нас является присутствие трёх миллионов верующих в несуществующий абстрактный символ «Свобода слова» на религиозном мероприятии? Вполне заурядным. Например, недавно в Ираке на религиозном празднике Ашура собралось то ли 5, то ли 25 миллионов человек — до сих пор по спутниковым снимкам досчитать не могут. В этот день принято прилюдно истязать себя цепями и плетьми, обливаясь кровью. Предположу, что не все присутствующие в восторге от этого обычая, но вера обязывает. Так и с поклонниками либерализма в Париже.
Непонятно только, почему мы должны этим восторгаться. И более того — стыдиться того, что у нас нет аналогичного беспредела.
Нет, то, что некоторые наши официальные лица посетили либеральный молебен, — это как раз нормально. В отличие от заокеанского президента мы показали, что мы по-человечески понимаем европейский страх. При этом кто его знает, какие там настоящие мысли эти наши официальные лица в душе испытывали — работа у них такая.
И ещё один странный момент. Отечественные креаклы ставят нам в вину нежелание повторять религиозные подвиги европейских либералов, но при этом не устают поднимать на смех то молящихся мусульман на Курбан-байрам, то православных в очереди к какой-нибудь святыне. Им это кажется смешным и примитивным. Ха-ха.
…У нас тоже есть гражданское общество. Оно просто имеет другие традиции. Оно и беды переживает иначе, без хэш-тэгов и Мадонны. Я расскажу вам, как именно.
Никогда не забуду отражение в нашем сознании трагедии подводной лодки «Курск». Её развитие застало меня в уральском поезде, где все без исключения говорили только о ней. Понимаете, не выходили на марши, не били витрины и не бросались на полицию. Просто каждый очень тяжело и болезненно её переживал в своей душе. Я тогда слышал, как простые русские мужики обсуждали у тамбура судьбу ещё живой подлодки и один рассказывал, что отослал на радиостанцию письмо, где предложил поднять лодку направленным взрывом. А на следующий день, когда всё было кончено, в Екатеринбурге, в армянском кафе, где мы ужинали, не было запланированной ранее развлекательной программы, а музыканты весь вечер посвятили погибшим подводникам. И никто против этого не роптал. Мы вот так переживаем свои беды — тяжёлым сердцем и слезой украдкой, а не с выпуском пара на площадях под объективами телекамер.