О циркЕ не буду излагать по известной причине, а вот на тему гражданства в автоспорте (и спорте-ли?) поговорить можно. Особенно на фоне беспрестанного муссирования этой темы в медийном ацтойнике для отечественных и иных журнашлюх.
Технические виды соревнований (это понятие более уместно, чем слово спорт) крайне дороги и трудозатратны, в одиночку такую махину не вытянуть никому. И даже при наличии бобла в немеренных количествах самостоятельно ни гонок, ни гоночной команды, ни даже просто гонщика не возможно утвердить как постоянно действующую реальность. Примеры мостовиков с организацией всероссийских автогонок, семейства мразепиных в циркЕ или Миши Алешина в Индикаре тому ярчейшее подтверждение.
Кароч, государства и политика в автомире до сих пор сущности основополагающие, и влияют они на жизнь гонщиков прямым и довольно жестким образом.
Современные реалии таковы, что политики заставили гонщиков и команды делать сакраментальный выбор: или ты подписываешься под некими политическими воззваниями, или получаешь пожизненный волчий билет в западный автомир. А другой альтернативы (со всем уважением к мостовикам, но увы) пока не создано даже в первом приближении.
Кароч, судьба у российских пилотов весьма банальна: либо отказ от профессии на мировом уровне, либо отказ от гражданства. Единого какого-то совета или выхода нет, каждый делает свой выбор. Например, мразепин готов отречься от всех, даже от папахена, не говоря о Родине, падаван и еще несколько молодых дарований ушли в другое гражданство, Даня и еще несколько гонщиков с мировым именем выступают под нейтральным флагом, а Карякин и дакаровцы, по всей видимости, ушли из международных гонок. Никого не осуждаем и не одобряем, на это у нас нет никаких прав, что бы судить, но о сказанном при этом выборе пилотами, мы потрындеть можем.
Мне лично импонирует, и я продолжаю считать своими Квята и Карякина, которые четко и ясно высказались в поддержку своего государства и больше не обсуждают с журнашлюхами эту тему. Да Квят продолжил гонятся, выбрав нейтральный статус, да его заставили при этом все же подписать декларацию ФИА, да я буду считать его при этом соотечественником и согражданином. Очень и очень жаль, что дакаровцы и Карякин ушли, но они уже все и всем доказали, они обитатели автогоночного Олимпа - легенды навсегда.
Труднее всех молодежи, которым деваться теперь практически некуда. Внутрироссийские гонки они переросли, на внешний рынок пилотов им дорога закрыта. Кто-то как и Квят, сможет выступить под нейтральным флагом, кто-то возьмет второе гражданство.
Но важна личная позиция, которую гонщики озвучивают во всеуслышание. И тут, как ни прискорбно об этом говорить, антигерои падаван и мразепин. Если мразепин лично у меня никогда симпатий не вызывал, так что его отказ от России даже обрадовал, но Роберт не то что разочаровал, он вызвал чувство некой брезгливости! Шварцман заявил, что так-то он жидован и им всегда был, а российское гражданство взял только ради боблеца глупеньких российских спонсоров. Ну надо тебе для продолжения карьеры побыть жидованом - твое право, только гадить при этом зачем?
Ведь когда-то вначале своего гоночного становления, когда был жив отец Роберта, им предлагали сменить гражданство, обещая тут же невероятные плюшки и взлет в карьере. Однако тогда старший Шварцман уберег сына от сакраментальной глупости. А после этого в их жизнь пришли мостовики, с которыми падаван и стал тем, кем стал. Теперь посоветовать Роберту некому, а сам он так и не повзрослел. И уже не повзрослеет, к сожалению.