Автор: Ольга Викулова
Журнал "Банзай", декабрь 2014
Сергей, скажите, гонки для вас – это смысл жизни или работа?
В большей степени хобби; стремлюсь к тому, чтобы оно приносило деньги. Однако гонки – дорогое удовольствие, и найти спонсоров – задача не из лёгких. Конечно, после прошлогоднего марафона появились компании, которые помогают мне, вкладывают деньги, но даже их усилия не покрывают расходы полностью.
Что вы чувствуете, когда находитесь на трассе?
Гонка – это единственное место, где я сконцентрирован на чём-то одном, не думаю о проблемах и заботах. Так что это способ отвлечься, своеобразный моральный отдых. Я полностью погружаюсь в любимое дело и расслабляюсь.
Какие эмоции вы испытываете до старта и после финиша?
Перед стартом я испытываю большое волнение. Во время самой гонки, находясь на квадроцикле, я спокоен. Вкус свободы в моменты, когда разгоняешься до бешеной скорости, окрыляет. В такие мгновения особенно остро чувствуешь жизнь. А на финише ощущаю грусть: «гоночные» две недели были настолько насыщенными, что не было ни одной свободной секунды. Теперь флаг опустился, не нужно никуда спешить. На соревнованиях, как нигде в другом месте, понимаешь ценность времени: важно с точностью до секунды заехать в стартовые ворота, можно проиграть сотую долю секунды на спецучастке длиной 400 километров.
В прошлом году вы уже участвовали в ралли-марафоне «Дакар». Что помешало победить?
Никто и никогда не выигрывал «Дакар» с первого раза. По статистике, только пять процентов гонщиков, участвующих впервые, доезжают до финиша. То, что я финишировал, и тем более выиграл один спецучасток, – уже победа.
Были проблемы с подготовкой квадроцикла, с моей подготовкой… Действительность превзошла все ожидания: было жарко, трудно, но я смог найти в себе силы идти дальше, пусть и с большой потерей времени. Несмотря ни на что, я доехал до намеченной точки и успешно завершил марафон.
Что вы изменили в подготовке к гонке в 2015 году?
Во-первых, сделал квадроцикл более сбалансированным: увеличил объём радиаторов, чтобы он не перегревался, выбрал другую «резину» и заказал специальный состав для неё, что позволит избежать проколов шин. Во-вторых, выбрал специальную экипировку, более лёгкую, прочную и функциональную, чем предыдущая. Она производится во Франции и используется чемпионами мира по ралли, так что качество не вызывает сомнений.
Какой из этапов: аргентинский, боливийский или чилийский, – вы считаете наиболее сложным и почему?
Каждый из этапов по-своему сложен. Например, в Боливии с её гористой местностью почти нет дорог и нужно ориентироваться по направлениям. Держать заданный курс невероятно трудно, спортсмены отклоняются от него в большей или меньшей степени. В Аргентине очень жарко, ещё одно серьезное препятствие – её пески. В Чили, наряду с песками, в пустыне Атакамы есть соль, которая вредна как для техники, так и для человека.
Как вы преодолеваете негативное воздействие высокой температуры, соли и других факторов?
В условиях марафона основным источником энергии для мозга становится вода: если начинается обезвоживание, можно почувствовать, как картинка перед глазами уплывает, а концентрация теряется. Чтобы на организм не было чрезмерной нагрузки, пить лучше понемножку.
Как у вас складываются отношения с другими гонщиками? Вы дружите с ними или вас связывают сугубо деловые отношения?
У нас хорошие деловые отношения, я ни с кем не конфликтую. Стараюсь помогать товарищам, если вижу, что у них возникли проблемы. Кто-то поступает так же, а некоторые – наоборот. В прошлом году был случай: я перевернулся и летел с дюны вниз головой пять метров, квадроцикл – за мной, и все проехали в считанном метре от меня. Неприятно удивило, что никого не волнует состояние здоровья других участников. Гонка – гонкой, но можно остановиться и прийти на выручку, тем более что организаторы вычитают это время.
Как ваши семья и друзья относятся к гонкам? Как объясняете своим детишкам, куда уезжаете на длительный срок?
Я беру семью с собой, жена и дети живут в гостинице, пока я катаюсь. Каждый день объясняю детям, что ухожу на работу, ведь невозможно всё время находиться дома. Они уже привыкли, хотя, конечно, скучают и очень ждут, когда папа вернётся.
Чего вы ожидаете от марафона в этом году?
Только победы! Всегда еду с таким настроем, при этом трезво оценивая свои силы. Участие в «Дакаре» год назад было смелым шагом, это же самая престижная и сложная гонка! Каждый год она привлекает наиболее сильных спортсменов со всего мира. До этого я участвовал в российских состязаниях, а в ралли-марафоне и скорости, и уровень намного выше. Стараюсь как можно скорее привыкнуть к новым условиям и показать лучший результат, потому что для меня это принципиально.
Гонка – это единственное место, где я сконцентрирован на чём-то одном, полностью погружаюсь в любимое дело и расслабляюсь.
На соревнованиях понимаешь ценность времени: можно проиграть сотую долю секунды на спецучастке длиной 400 километров.
Только пять процентов гонщиков, участвующих впервые, доезжают до финиша. Тот факт, что я завершил гонку и даже выиграл один спецучасток, – уже победа.
7-м финишировал Сергей Карякин в ежегодном трансконтинентальном ралли-марафоне «Дакар» в прошлом году. В рамках марафона участники соревнуются в четырёх зачётах: раллийные автомобили, мотоциклы, квадроциклы, грузовики. Его основал француз Тьерри Сабин в 1978 году. Долгое время гонка была известна как ралли «Париж-Дакар», до переноса в Южную Америку почти шесть лет назад они начинались или заканчивались в сенегальской столице. В 2015 году соревнования пройдут с 4 по 17 января на территории Аргентины, Боливии и Чили.