Оксана Косаченко: Думаю, что франчайзинговая модель в Ф1 в принципе неприемлема, что лишний раз доказало первенство A1GP. Я считаю, что та Формула 1, которую мы сегодня имеем, с ее прибылями, возможна лишь при единоличном управлении чемпионатом. Как только начинается демократия, все постепенно начинает рассыпаться. Посмотрите на Cart, на IndyCar, вот примеры из автоспорта, не надо ходить за примерами в футбольную лигу.
Так что я считаю, что в Формуле 1 должен быть очень жесткий единоличный управляющий орган. И неважно, будет это Берни или Берни плюс новые менеджеры.
Кроме того, распределение доходов в спорте однозначно будет пересмотрено в ближайше время. Американская компания, встав у руля, точно попытается демократизировать распределение доходов.
Поговаривают, что у Серджио Маркионе и Дитера Цетше «не будет никаких шансов в борьбе против Кэри» – значит ли это, что в Ф1 не будет «большой четверки» привилегированных команд?
Оксана Косаченко: Это очень сложный вопрос. В первую очередь новые менеджеры спорта постараются удержать команды в чемпионате, чтобы они не стали "отваливаться". И чтобы этого не было, им надо давать, назвоем так, “правильные” деньги, то есть будет пересмотрена схема распределения средств. Берни с трудом удавалось удерживать баланс, разногласия в последнее время участились, дошло до судебных разборок (Sauber–Force India).
О чем уже говорил Кэри, так это об уравнивании выплат, получаемых от доходов от брэндинрования трасс, от продажи телевизионных прав. Ведь все команды в равной степени являются участниками процесса, они делают спорт, они имеют права на часть прибыли.
На кону вполне серьезные деньги, ведь в прошлом году между командами были поделены около $900 миллионов, которые складываются из доходов от промоутерских выплат, это около $600 миллионов, от продажи ТВ прав в полмиллиарда долларов, от мерчандайзинговых доходов в 300 миллионов долларов. Между командами распределяется около 63% этих доходов. Представьте себе, если бы эти деньги распределялись между гоночными коллективами в равных долях: для ряда команд это серьезное вливание в бюджет. Но никакого равенства нет.
А вот исторические выплаты – это предмет отдельного разговора. Быть может, их несколько снизят, но они будут сохранены. Надеюсь, Кэри быстро достигнет договоренности с тем же Маркионе, что Ferrari остается в серии, но будет получать чуть меньше денег за участие. То же касается, к примеру, и Williams, и McLaren.
Сейчас колоссальные исторические выплаты приводят к тому, что маленьким новым командам просто не имеет смысла выходить на старт, они изначально поставлены в неравные условия, так как не могут конкурировать с монстрами. Времена изменились: я не видела у входа в паддок толпы автопроизводителей, которые рвутся в Формулу 1. Сейчас они не будут выкидывать огромные деньги для участия в спорте. Значит, пришло время искать новые пути взаимодействия с участниками чемпионата.