• Дорогие пользователи, мы будем очень рады, если вы заполните нашу анкету. С уважением, администрация ресурса.

Исторические факты F1

floxy

Well-known member
Регистрация
19 Мар 2012
Сообщения
752
Реакции
1,412
10 самых долгожданных побед в «Формуле-1» (продолжение)

Тьерри Бутсен (победа в 95-й гонке)

Где победил: Гран-при Канады 1989 года

За бельгийцем закрепилась репутация хорошего парня и настоящего работяги, но не слишком талантливого гонщика. Однако все отмечали, что Тьерри хорошо смотрится в дождь.

Монреальская гонка 1989 года проходила именно на влажной трассе, причем нельзя сказать, что Бутсену в ней сильно везло – он быстро прорвался с шестого места на второе, а затем на подсыхающей трассе поехал менять дождевые шины на слики… и тут снова пошел дождь.

Гонщику «Уильямса» пришлось все начинать сначала – он устремился в новый прорыв, и на 41 круге даже вышел на третье место. Казалось, что большего не достичь – напарник Патрезе шел впереди, а лидировал и вовсе Сенна на лучшем болиде пелотона. Однако проблемы с днищем на машине Патрезе вынудили итальянца отдать вторую позицию Бутсену, а за три круга до финиша сгорел мотор на «Макларене» Сенны. Бельгиец победил!

[video=youtube;-Mn0cFLdpmw]http://www.youtube.com/watch?v=-Mn0cFLdpmw&feature=player_embedded[/video]

[video=youtube;sShpqlAoIDM]http://www.youtube.com/watch?v=sShpqlAoIDM&feature=player_embedded[/video]

Сколько гонок выиграл после первого успеха?

Две. В том же 1989 году Тьерри праздновал успех в Аделаиде, а в 1990-м одержал потрясающую победу на «Хунгароринге», удержав за собой целый ряд более быстрых соперников.

Продолжение дальше
 
Последнее редактирование:

floxy

Well-known member
Регистрация
19 Мар 2012
Сообщения
752
Реакции
1,412
10 самых долгожданных побед в «Формуле-1» (продолжение)

Мика Хаккинен (победа в 96-й гонке)

Где победил: Гран-при Европы 1997 года

Одна из самых скандальных гонок в истории «Формулы-1», причем не только из-за попытки Михаэля Шумахера неспортивным способом выиграть чемпионат, но и некрасивой договоренности между «Уильямсом» и «Маклареном». Руководители двух британских конюшен еще перед началом заезда условились между собой, что помогут друг другу: «Макларен» обязался сдерживать Шумахера, если представится такая возможность, а «Уильямс» пообещал отдать друзьям-соперникам за это победу (если, конечно, Жак при этом станет чемпионом).

Шумахер попытался выбить Вильнева, но сошел, Жак остался лидером, но под занавес гонки его «попросили». Но канадец возмутился, поскольку считал, что отдаст первое место своему другу Дэвиду Култхарду, а тут требовалось выпустить вперед Мику Хаккинена. В конце концов расстроенный Вильнев пропустил и Мику, и Дэвида, и чуть было не отдал третье место накатывавшему на финиш Герхарду Бергеру.

[video=youtube;3RMX9NiBZd0]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=3RMX9NiBZd0[/video]

Вот так Мика неожиданно выиграл первый в своей истории Гран-при.

Сколько гонок выиграл после первого успеха?

19. Следующую победу финну вновь подарили, но затем он всего добился самостоятельно. Два чемпионских титула, добытых Хаккиненом, более чем заслуженны.

Джанкарло Физикелла (победа в 110-й гонке)

Где победил: Гран-при Бразилии 2003 года

В 2003-м «Джордан» итальянца сложно было назвать хорошим болидом, однако в Интерлагосе Физико все же удалось квалифицироваться 8-м. В гонке Джанкарло пришлось пережить много волнительных моментов – ранний пит-стоп (во время которого его машину под завязку накачали топливом) откинул гонщика в самый конец пелотона, и после этого началось долгое восхождение к первому месту.

Неизвестно, довелось бы ему победить, не случись аварии с участием Фернандо Алонсо, повлекшей за собой красные флаги, однако теперь это уже не столь важно – после остановки гонки «Джордан», пусть и не сразу, но все же признали победителем этапа.

[video=youtube;JAEXIY_dMm4]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=JAEXIY_dMm4[/video]

Сколько гонок выиграл после первого успеха?

Две. В 2005-м Физико перешел в «Рено», но оказался в тени Алонсо. Тем не менее, временами он напоминал себя прежнего, как, например, во время Гран-при Малайзии-2006.

Нико Росберг (победа в 111-й гонке)

object_70.1334511642.82282.jpg

Где победил: Гран-при Китая 2012 года

Нико победил в стиле Себастьяна Феттеля образца 2011 года: неплохой отрыв на первых кругах, а затем контроль действий соперников. Правда, в отличие от Феттеля, Росберг не обладал лучшей машиной в пелотоне, но это только подчеркивает ценность его успеха.

Сколько гонок выиграл после первого успеха?

Будем надеяться, что у Нико все впереди.

Продолжение дальше
 

floxy

Well-known member
Регистрация
19 Мар 2012
Сообщения
752
Реакции
1,412
10 самых долгожданных побед в «Формуле-1» (продолжение)

Дженсон Баттон (победа в 113-й гонке)

Где победил: Гран-при Венгрии 2006 года

С момента появления в «Формуле-1» Дженсона сразу признали большим талантом и новой надеждой Англии, однако годы шли, гонщик метался из «Уильямса» в «БАР», был несколько раз близок к триумфу, но в лучших Гран-при не поднимался выше второго места.

В 2006-м Баттон, как и многие другие, играл роль второго плана в боевике «Алонсо против Шумахера», но на этапе в Венгрии неожиданно получил главную роль. В дождевой гонке Дженсон стартовал лишь 14-м, однако быстро прорвался на 4-е место, а затем и вовсе стал вторым. Во второй половине заезда англичанин помчался в погоню за лидировавшим Алонсо, но увидеть сражения за первое место зрителям на трибунах не удалось – после отвратительного пит-стопа испанец выехал на трассу с плохо прикрученным колесом, и на этом для него заезд закончился. Дженсон, неожиданно оставшийся без соперников, уверенно финишировал первым.

[video=youtube;SZnkwgEHNpc]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=SZnkwgEHNpc[/video]
Сколько гонок выиграл после первого успеха?

Еще 12 раз. Несмотря на успех в Венгрии, к следующей победе англичанин шел пару лет. Но затем парня, что называется, прорвало, и сегодня он один из лучших гонщиков в пелотоне.

Ярно Трулли (победа в 117-й гонке)

Где победил: Гран-при Монако 2004 года


Ярно всегда считался быстрым пилотом, правда, в идеальных условиях – желательно, чтобы баланс болида был стабильным, то есть, по ходу гонки не менялся. Нынешние времена такого не предполагают, но еще каких-то 5-10 лет назад все было иначе – гонки проходили «линейно»: в баки болидов топлива заливалось немного, и после окончания каждого отрезка баланс машин на пит-стопах возвращался практически в первоначальное состояние (за счет новой порции топлива и свежих шин).

Неудивительно, что Трулли в таких условиях смотрелся весьма недурно, но проблема была в том, что в его распоряжении не было подходящего болида.

В 2004-м «Рено» еще не вышла на проектную мощность, и потому баловала болельщиков отличными выступлениями не всегда, но все же один раз за рулем сине-желтой машины Ярно победил. И произошло это не где-нибудь, а в Монако.

В том Гран-при произошло много интересных событий: потеря бриллианта Кристианом Клином, дымовая завеса от шоумена Сато, демонстрация среднего пальца Фернандо Алонсо, поцелуй с металлическим барьером и поездка на трех колесах Михаэля Шумахера… В общем, полный набор приключений, в котором попытка Баттона продавить Трулли под занавес показалась весьма ординарным и непримечательным событием. Но Ярно устоял.

Сколько гонок выиграл после первого успеха?

Ни одной. Затем последовали «странные» выступления, ссора с Флавио Бриаторе, увольнение и переход в «Тойоту», которую Ярно поднимал-поднимал из болота, но так и не вытащил. В итоге же японский концерн закрыл свою гоночную программу, а своих пилотов оставил в весьма непростых условиях, и после двух лет тяжелых выступлений за команду-аутсайдера итальянец лишился места в «Формуле-1».

Рубенс Баррикелло (победа в 124-й гонке)

Где победил: Гран-при Германии 2000 года


Об этой победе сказано так много слов, что, наверное, их хватит на целый роман. Кто знает, может быть однажды Рубенс и напишет такую книгу, и все мы ее с удовольствием прочтем.

Сколько гонок выиграл после первого успеха?

Еще десять. В общей сложности, за «Феррари» Рубиньо одержал 9 побед, и после перехода в «Хонду» чуть было не пропал без вести, но в «Брауне» Баррикелло тряхнул стариной и пару раз на подиумах все же облобызал телекамеры.

Марк Уэббер (победа в 130-й гонке)

Где победил: Гран-при Германии 2009 года

Марк – крутейший австралиец (проживающий в Англии), который нравится болельщикам за то, что никогда не сдается. Гельмут Марко спит и видит Марка сломленным и готовым подчиниться любому приказу «Ред Булл», однако есть ощущение, что седовласому дяденьке регулярно снятся кошмары – Уэббер по-прежнему несгибаем.

Как и полагается лидеру нашего хит-парада, победа досталась Марку не путем сходов соперников или банального наматывания одного круга за другим в качестве лидера Гран-при, нет, эту победу Уэббер буквально выгрыз у соперников и ФИА, впаявшей гонщику штраф за слишком резкий старт. Марк отбыл наказание, но все равно пробился на первое место, победил, и после финиша потряс весь мир душераздирающим криком.

Сколько гонок выиграл после первого успеха?

Шесть. Не каждую победу австралийца можно назвать шедевром, однако после каждой из них в воздухе ощущается соленый запах пота, который Уэббер пролил за время упорных тренировок и самого заезда.

http://www.sports.ru/tribuna/blogs/floters/316641.html

P.S. Прошу прощения за многочисленность постов :) В один пост вставляется только два видео окна.
 
Последнее редактирование:

F1 Fanatic

Well-known member
Регистрация
1 Апр 2012
Сообщения
2,328
Реакции
3,149
Авария Джеки Икса и Джеки Оливера 1970 Испания, трасса Харама
[video=youtube;m8qnieWKLGA]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=m8qnieWKLGA[/video]
 

F1 Fanatic

Well-known member
Регистрация
1 Апр 2012
Сообщения
2,328
Реакции
3,149
Титаническая битва между товарищами по легендарной McLaren Айртоном Сенной и Аленом Простом в 1988 году.

[video=youtube;GG-YVa70-JE]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=GG-YVa70-JE[/video]
 
Последнее редактирование:

F1 Fanatic

Well-known member
Регистрация
1 Апр 2012
Сообщения
2,328
Реакции
3,149
Фанхио победа в Монце 1955 года

[video=youtube;EhyyFr-LS9k]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=EhyyFr-LS9k[/video]
 

F1 Fanatic

Well-known member
Регистрация
1 Апр 2012
Сообщения
2,328
Реакции
3,149
Formula 1 Top 10 Crashes

[video=youtube;oY7Pn-ngm1A]http://www.youtube.com/watch?v=oY7Pn-ngm1A&feature=related[/video]
 
Последнее редактирование:

F1 Fanatic

Well-known member
Регистрация
1 Апр 2012
Сообщения
2,328
Реакции
3,149
История. Болид Ф1 1962 года, тренировка (сделать звук погромче!)

[video=youtube;EXlFHYun3co]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=EXlFHYun3co#![/video]
 

F1 Fanatic

Well-known member
Регистрация
1 Апр 2012
Сообщения
2,328
Реакции
3,149
Кеке Росберг в Зольдере 1984 года

[video=youtube;OyiEW_ng1Ao]http://www.youtube.com/watch?v=OyiEW_ng1Ao&feature=player_embedded[/video]
 

F1 Fanatic

Well-known member
Регистрация
1 Апр 2012
Сообщения
2,328
Реакции
3,149
День памяти - Роланда Ратценбергера.. погиб в этот день,на ГП Сан-Марино 1994 год

7513191.jpg
 

F1 Fanatic

Well-known member
Регистрация
1 Апр 2012
Сообщения
2,328
Реакции
3,149
День памяти - Айртона Сенны.. погиб в этот день,на ГП Сан-Марино 1994 год,18 лет назад
[video=youtube;TAZZn-cveew]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=TAZZn-cveew#![/video]
 

F1 Fanatic

Well-known member
Регистрация
1 Апр 2012
Сообщения
2,328
Реакции
3,149
Онбоард Д.Саватеев, Гран-При Москвы RTCC 18.09.10....,CRASH!!!

[video=youtube;wTbreGr-sKw]http://www.youtube.com/watch?v=wTbreGr-sKw[/video]
 

SmokeST

Рыбнадзор
Регистрация
18 Мар 2012
Сообщения
8,944
Реакции
8,888
Живой хоть? Авария выглядит жутко
 

Stoun

Well-known member
Регистрация
7 Апр 2012
Сообщения
2,302
Реакции
5,017
День памяти Жиль Вильнева
[video=youtube;5Vk-kxZe8NA]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=5Vk-kxZe8NA#![/video]
 

Aleliz

Хранитель форума
Регистрация
24 Фев 2012
Сообщения
25,131
Реакции
25,347
[h=1]Вот эта улица, вот этот дом[/h][h=6]Текст: Алексей Андронов[/h]
029_2.jpg
Пытаясь объяснить журналистам специфику Гран-при Монако, трехкратный чемпион мира в «Формуле-1» Нельсон Пике как-то обронил фразу, ставшую впоследствии крылатой: «Стартовать в Монте-Карло – все равно что летать на вертолете по собственной гостиной». Когда-то гонка по набережной столицы княжества действительно считалась жемчужиной «Формулы-1» – но сегодня, когда болиды становятся все более быстрыми и совершенными, с технической точки зрения она безнадежно устарела. Но как только заходит речь о возможном упразднении этапа, на его защиту единым фронтом встают гонщики, хозяева команд и зрители. Монако – безусловная часть истории автоспорта, и, возможно, самая романтическая ее часть.

Первый заезд на призы автомобильного клуба Монако состоялся в 1929 году. Выиграл некто Уильям Гровер-Уильямс, шофер известного ирландского актера Уильяма Орпена. Он выступал на «Бугатти», сам за себя – никаких команд в автоспорте того времени просто не существовало. К сожалению, воспоминания британца не дошли до потомков – в 1943-м он исчез в недрах концлагеря Заксенхаузен. Впрочем, не исключено, что победу Хуана Мануэля Фанхио на первом этапе в Монако, носившем статус гонки «Формулы-1», Гровер-Уильямс видел своими глазами – в 2003 году Британский национальный автоклуб сообщил, что, возможно, в концлагере пилот выжил, а затем скрылся в Америке под псевдонимом Жорж Тамбаль.
За без году 80-летнюю историю трасса в Монако практически не изменилась – да и некуда ей меняться, ведь гонщики ездят по обычным городским улицам. Это самая медленная гонка в современной «Формуле», из-за узости улиц Монте-Карло на ней практически невозможно обгонять. Но победить здесь может только отчаянный смельчак. Достаточно упомянуть туннель, в котором болиды, не имеющие фар, разгоняются с 60 до 280 км/ч. В темноте. 5-кратный чемпион мира Фанхио не любил эту гонку и победил тут лишь дважды. В 60-е титул «мистера Монако» был присвоен Грэму Хиллу, выигравшему Гран-при 5 раз. В новую эру его достижение перекроет Айртон Сена и повторит Михаэль Шумахер, но, без сомнения, именно Хилл – настоящий покоритель «гонки тысячи виражей».
«Формула-1» середины ХХ века – самый жуткий из всех видов спорта, существовавших на земле. Гоночные болиды тогда уже развивали приличную скорость и были чудовищно опасны. Узкие, будто позаимствованные у велосипеда, колеса, отсутствие ремней безопасности, мягкие кожаные шлемы, в которых сегодня не решатся гонять даже на велосипеде… Свою первую жертву бог скорости забрал в Монако-1952 – на тренировке разбился победитель гонки 1935-го Луиджи Фаджоли. Следующая (и последняя) смерть в Монако случилась в 1967-м – перевернулся и загорелся болид Лоренцо Бандини.
Незадолго до этого Бандини вместе с еще почти двумя десятками пилотов принял участие в съемках знаменитого фильма Джона Франкенхаймера «Гран-при». По сценарию два автомобиля – англичанина Скотта Стоддарда и американца Пита Эрона – сталкивались в шикане на набережной, и BRM Эрона, пробив ограждение, падал в море. Мимо проносились «Феррари» Жан-Пьера Сарти и Нино Барлини. Сицилийца Барлини и играл реальный пилот «Скудерии» Бандини. Фильм оказал зловещее влияние на судьбу почти всех гонщиков, принимавших в нем участие: более половины вскоре погибло на гоночных трассах мира. И одним из первых в этом скорбном списке стоит имя Лоренцо Бандини…
Эпизод с падением автомобиля в воду Франкенхаймер подсмотрел на гонке 1955 года. Тогда Альберто Аскари на «Лянче» пробил ограждение на набережной и на полной скорости рухнул в залив. «Заплыв» прошел относительно удачно, и, выписываясь из больницы, Альберто даже нашел в себе силы пошутить, посетовав на утопленный в порту шлем. «Испытание водой» пилоты проходили еще не раз – это одна из легендарных и фирменных фишек гонки в Монако. На любой другой трассе такие приключения просто невозможны, а здесь набережная является важнейшей частью трассы. С нее в воду падали пилоты, к ней швартуются яхты, с которых самые продвинутые и богатые поклонники «Формулы-1» наблюдают за ходом гонки. Яхта стала соучастницей одного из громких
скандалов последних лет – папарацци обнаружили Кими Райкконена отдыхающим на судне в компании обнаженных блондинок и нескольких бутылок водки. В итоге при переходе в «Феррари» в контракте будущего чемпиона мира появился «пункт трезвости».

030_2.jpg
Вообще смешение гламура и сладкого запаха гоночного бензина, искореженного в столкновениях железа и парада миллионных платьев и колье на пит-лейн и есть та самая уникальная атмосфера Монако. Гонки, которая родилась почти так же, как и сам Монте-Карло. «Я построю здесь город, который покорит всю Европу. Миллионеры со всего мира будут приезжать в наше казино. Мне нужно только ваше согласие и немного земли у залива», – говаривал один предприимчивый француз князю Монако Карлу III. Князь задумался. 10% от прибыли, которые предлагал ему этот Франсуа Блан, казались слишком малой долей. «Монсеньор, соглашайтесь, – продолжал Блан, – я назову этот город вашим именем, и потомки вас не забудут никогда». Тщеславие победило деньги, и, поколебавшись еще немного, скорее для виду, князь наконец согласился.
Так в 1866 году в крошечном княжестве Монако, примостившемся у подножия Альп на самом берегу Средиземного моря, родился Монте-Карло – город мечты. Шикарные отели, дорогие рестораны и, самое главное, знаменитое казино с успехом привлекали сюда миллионеров, авантюристов и искателей приключений со всего мира. А неужели автогонщики относятся к иной касте? «Это великолепный проект, он принесет Монако много славы, соглашайтесь, ваше высочество, – председатель местного автоклуба Антони Ноге почти дословно повторил слова, произнесенные когда-то Бланом, и принялся вычерчивать перед принцем Луи II схему трассы. – Старт будет в порту: небольшая прямая и крутой поворот, затем изгиб к монастырю Сен-Дево, подъем к казино и несколько виражей у отеля «Де Пари», спуск к «Мирабо», петля у станции, потом трасса проходит под железнодорожным мостом, и мы попадаем на набережную, а затем снова в порт. Еще один вираж у табачной лавки, и гонщики вновь на старте».
Принц Луи II Гримальди улыбнулся и одобрительно кивнул: «Конечно, месье, я вижу, вы правы – это действительно хорошая идея. Приступайте к работе». Антони Ноге не стало в 1979-м. 27 мая черный лимузин, совершив круг перед переполненными трибунами Монте-Карло, остановился у последнего поворота трассы. Князь Ренье и княгиня Грейс вышли из машины, чтобы отдать последний долг человеку, подарившему Монако легендарную гонку вокруг казино. Через несколько секунд покрывало, скрывавшее мемориальную доску, упало к ногам Ренье III, и последний поворот трассы получил новое имя – Anthony Nogues.
На время проведения Гран-при резиденты княжества (постоянно проживают в Монте-Карло всего около 3000 человек) в массовом порядке покидают свои квартиры и уезжают в соседние Францию или Италию. Даже в Канне, когда там работает кинофестиваль, гораздо спокойнее. Карликовое княжество каждую весну впадает в безумие. При этом без специального пропуска невозможно подойти к части набережной, к казино, к зданию оперы и даже к какой-нибудь аптеке, если она находится вблизи гоночного маршрута. 2 года назад реализовалась давняя мечта нынешнего поколения княжеской семьи Ренье – гонку выиграл монегаск. Вслед за Луи Широном, победившим в 1931-м, 75 лет спустя флаг Монако был поднят на набережной в честь… Даниэля Элена, штурмана четырехкратного чемпиона мира по ралли Себастьена Лоэба. Да-да, раллисты теперь тоже стартуют на той самой трассе – во время открывающего чемпионат «Ралли Монте-Карло». Выходя из машины на финише, Элена плакал – для него, мальчишкой всеми хитростями пробиравшегося к поворотам «Табак» или «Бо Риваж», победить здесь – действительно будто выиграть ралли у себя в гостиной…
031_2.jpg
Михаэль Шумахер, как и другой великий чемпион – Фанхио, никогда не любил Монако. 5 его побед здесь за 15 лет – не такое уж и большое достижение. Особенно на фоне сотни вечных рекордов Шуми. Зато ее обожал Айртон Сенна. Он появился тут в 1984-м. Под проливным дождем, обрушившимся на Монако (столь сильным, что некоторые болиды сошли из-за «затопления» электрических систем), бразильский мальчишка, стартовав с 13-го места, умудрился прорваться на 2-е, но гонку остановили в конце 31-го круга. Стоя на подиуме, Сенна плакал: между ним и лидировавшим Аленом Простом было всего 7,5 секунды. На каждом круге он отыгрывал у Алена по полторы секунды, а до конца оставался 41 круг… Но у Айртона все было впереди.
В 1987-м он впервые выиграл гонку вокруг казино, а через год начал свою великолепную серию из пяти побед подряд. Вплоть до самой смерти Сенна уже никому не уступал на улицах Монте-Карло. Он подарил Монако много незабываемых заездов, а в 1994-м, уже после гибели, в последний раз «завоевал поул»… В память об Айртоне организаторы оставили первое место на стартовой решетке пустым и нарисовали на асфальте бразильский флаг. Флаг, который Сенна шесть раз за семь лет поднимал над головой, совершая круг почета по узким улочкам Монте-Карло. Еще одна легенда гонки в Монте-Карло – Энрике Бернольди. Этот бразилец стартовал в «Формуле-1» всего 28 раз и не набрал за карьеру ни единого очка.
Но в Монако-2001 он прославился на весь мир. Дэвид Култхард, один из лидеров чемпионата, не справился на старте с системой лаунч-контроля и заглох. В гонку он отправился последним. Долгие 35 кругов Бернольди не давал шотландцу себя обогнать, и оранжевый аутсайдер «Эрроуз» был на экранах больше, чем любой другой болид. Дэвид позже назвал бразильца «идиотом», но Бернольди просто использовал свой шанс – он был в одном круге с фаворитом и не был обязан пропускать его просто так. Не самые быстрые и сильные пилоты вообще часто добиваются успеха в Монако. Здесь побеждали Патрик Депайле и Рикардо Патрезе, Оливье Панис и Ярно Трулли. Монако – совершенно особенный заезд в «Формуле-1», гоночные болиды давно переросли эту трассу, но никто не может вычеркнуть гонку из календаря. Эта музыка будет вечной…




http://sportweek.ru/swauto/1637-votetaulica
 

Aleliz

Хранитель форума
Регистрация
24 Фев 2012
Сообщения
25,131
Реакции
25,347
Без компромиссов

Ровно 20 лет назад 28 мая 1992 года на Гран-при Монако состоялась официальная презентация первого дорожного автомобиля марки McLaren. Тогда еще никто не мог предположить, что и спустя десятилетия F1 будут уважительно называть лучшим суперкаром мира.

5688d05f565f50288e887b64e3711c18_small.jpeg


Решиться на шаг

Далеко не все великие футболисты, завершив карьеру, становятся гениальными тренерами. С другой стороны, многие титулованные наставники не добивались серьезных побед в свою игровую бытность. Это к вопросу, почему не все успешные гоночные команды выпускают столь же шедевральные дорожные модели. Ferrari вместе с Lotus в этом плане экзотические исключения. Зато все гоночные победы Bugatti остались в 20-30-х годах прошлого века, а Lamborghini и подавно в жизни не интересовалась гонками элитного уровня. Ну а что вы слышали о дорожных моделях таких былых фаворитов Формулы 1, как Brabham, Tyrrell, Williams? Правильно — ничего не слышали, ибо не было таких отродясь.

640b0c3503cbadc817266a2934f7296f_small.jpeg

McLaren MP4/4 — один из самых успешных автомобилей в истории Формулы 1, а также машина, подтолкнувшая Рона Денниса и Гордона Марри к созданию дорожного суперкара

Долгое время и MсLaren оставался в хорошем смысле типичной гоночной командой, не помышляющей ни о чем, кроме как о победах на трассах. Оно и понятно, ведь основатель именитой «конюшни» новозеландец Брюс МакЛарен слыл романтиком до мозга костей, которого по определению не могла заинтересовать перспектива разработки и выпуска серийных машин. Увы, звезда Брюса недолго сияла на гоночном небосводе. Новозеландец трагически погиб во время испытаний прототипа собственной команды, навсегда оставшись в памяти знатоков Гран-при олицетворением безудержного романтизма 60-х.

e95c953bab3e220df12f0bd3b541c17b_small.jpeg

Руководитель McLaren Рон Деннис рядом с новейшим суперкаром MP4/12C

Настоящую же славу McLaren получил уже после смерти своего основателя. И львиная доля заслуги по праву принадлежит англичанину Рону Деннису, купившему команду в 1981-м. Квалифицированный инженер, удачливый менеджер и хваткий бизнесмен, он превратил полукустарное предприятие в высокопрофессиональный коллектив, который полностью переписал книгу рекордов Формулы 1. Вполне логично, что столь амбициозный и по-хорошему тщеславный человек, как Деннис, достигнув вершины в гонках, решил попробовать силы и в автомобильном бизнесе. Впрочем, была еще одна причина по которой англичанин отважился на создание суперкара. Просто Рон знал лучшего в мире конструктора. Его имя — Гордон Марри.

Гений из ЮАР

Уроженца южноафриканского города Дурбин многие ошибочно считают англичанином, да и споров по поводу правильного произношения его имени немало. Кто-то настаивает на варианте «Мюррей», хотя словарь английских фамилий рекомендует читать Murray именно как «Марри». Так или иначе, мы ведем речь об одном из самых успешных и талантливых инженеров за всю историю Формулы 1.

fa815fa363b8a80cc1b0368c7932ce60.jpeg

Гордон Марри по праву считается одним из самых успешных конструкторов Формулы 1

Помните уникальный Brabham BT46B, знаменитый автомобиль-пылесос, который, благодаря двум вентиляторам в задней части, буквально присасывался к дороге? Работа Гордона. Другой его шедевр — менее известный в широких кругах Brabham BT49, уже в конце 70-х поражавший специалистов революционной активной подвеской. Затем, уже перебравшись в Уокинг, Марри создает знаменитую модель McLaren MP4/4, на которой в сезоне 1988 года Айртон Сенна и Ален Прост выиграли 15 из 16 Гран-при!

8d49e550779a8e01379f8cc42d53a0c9_small.jpeg

Одно из самых знаменитых творений Марри — Brabham-BT46b, вентилятор в задней части которого высасывал из под днища воздух, буквально примагничивая машину к трассе

Кстати, единственный этап, который в тот год не покорился пилотам команды, — гонка в итальянской Монце — стал во многом определяющим для судьбы легкового McLaren. Утверждают, что именно в ожидании задерживающегося авиарейса из Милана Гордон и набросал первые эскизы будущего автомобиля.
Рон Деннис по достоинству оценил творчество своего технического директора и решил: «А почему бы и нет?». В самом деле, почему? В гонках для McLaren уже не осталось вершины, которую можно покорить, значит, в дополнение к лучшим в мире гоночным машинам, можно отважиться на создание и лучшего дорожного автомобиля. Тем более, что амбиции Денниса и гений Марри подкрепляли и более чем серьезные финансовые возможности Мансура Ойеха, успешного бизнесмена из Саудовской Аравии и совладельца McLaren.

8cb1828e631071d428764030ec8beae4_small.jpeg

Компоновочная схема McLaren F1. На рисунке видны горизонтальные стойки подвески, весьма характерные для гоночных машин Формулы 1

Так проект без лишней волокиты получил зеленую улицу. Причем стороны, четко осознавая сложность задачи, тем не менее, с самого начала решили строить величайший автомобиль мира без оглядки на бюджетные ограничения. Все верно — лучшее не терпит компромиссов.

Гиперкар

Начал Марри с главного — с поиска подходящего мотора. Конструктор не сомневался: с точки зрения надежности и мощностных характеристик наилучшие результаты может обеспечить только атмосферный двигатель. Турбонаддув, равно как и механический компрессор, усложняют конструкцию и делают рабочую характеристику менее предсказуемой. Итак, нужно искать мощный атмосферный агрегат. Вопрос — где? Возможностей создать собственный мотор с нуля у McLaren не было, так что пришлось стучаться в закрытые двери.

14ca2f89377febf4efa913654a3f8bb7_small.jpeg

Элегантный серебристый цвет был самым популярным выбором среди покупателей машины. Почти половина клиентов отдала предпочтения этому оттенку

Поначалу Гордон решил обратится к партнеру McLaren — фирме Honda, поставлявшей двигатели для гоночных машин F1. Однако японцы на предложение посотрудничать в сфере создания дорожного суперкара отреагировали прохладно. Тогда подобный отказ мог показаться удивительным, но теперь-то понятно, отчего специалисты Honda секретничали. Ведь менее чем через два года японцы представили миру собственный суперкар — великолепный Honda NSX. Так что у них и своих дел хватало.
Получив от ворот поворот, Марри обратился к Toyota, руководство которой как раз подумывало о собственной программе в Формуле 1. Японцы даже тестировали 10-цилиндровый атмосферник, установленный в шасси гоночного Lotus, но в итоге и здесь ничего не срослось. У конструктора не было уверенности в надежности с иголочки нового агрегата.

e31017bba9cc1b3c20a98a3698c98332_small.jpeg

Несмотря на сумасшедшую динамику, дорожный McLaren F1 счастливо обходился без антикрыльев

Зато удача улыбнулась Гордону в Мюнхене. Инженеры гоночного отделения BMW Motorsport по заказу из Уокинга создали 6,1-литровый 12-цилиндровый V-образный мотор. Его дизайн частично основан на двигателе для существовавшего в единственном экземпляре суперкара BMW M8, который, если бы у баварцев только хватило наглости, мог стать соперником дорожных Ferrari. Но проект М8 не нашел понимания у высшего руководства мюнхенской фирмы, зато в McLaren получили то, что хотели!
Полностью изготовленный из легких сплавов, включая алюминий и магний, 48-клапанный V12 оснастили диковинной в то время системой динамической регулировки фаз газораспределения. При этом, ради надежности немцы отказались от регулируемого впускного тракта, а также отдали предпочтение цепному приводу ГРМ. В любом случае характеристики впечатляли. Двигатель, получивший обозначение BMW M70, полностью укладывался в требования McLaren, за исключением одного момента — он оказался почти на 15 кг тяжелее, чем было указано в брифе. С другой стороны, мотор получился и ощутимо — на целых 14% — мощнее, и Гордон не стал возражать. 618 «лошадей» и 650 Ньютонов оказалось более чем достаточно — ведь к впечатляющей и по нынешним временам мощи добавлялась удивительно низкая для автомобиля подобного класса масса.

e968355d676e9ea5088a60e5c73298e9_small.jpeg

Сердцем McLaren F1 стал 12-цилиндровый атмосферный двигатель от BMW Motorsport

При создании автомобилей Марри всегда руководствовался принципом другого гениального конструктора Колина Чапмена, в вольном переводе звучащем примерно так: «просто добавь немного легкости». И в своем крестовом походе за снижение веса Гордон не упустил ни малейшей детали. Достаточно сказать, что дорожный McLaren стал первым серийным автомобилем мира, кузов и шасси которого выполнены с широким применением углепластика. И спустя 20 лет подобные модели буквально наперечёт, а для начала 90-х это был просто прорыв!
Что дало подобное нововведение? Во-первых, потрясающую жесткость конструкции — крайне важный для любого скоростного автомобиля параметр. Характерный пример. Марри был настолько уверен в прочности кузова и силовой конструкции шасси, что — невероятно, но факт! — вызвался сесть за руль прототипа во время... краш-теста. Вот только ни одна страховая компания не пошла на подобный риск. В итоге испытания провели по старинке — с манекеном, но конструктор оказался прав. После лобового столкновения деформация кузова не дошла даже до передних колес!

cbd6cce6c6d290b1f35306a0395e429e_small.jpeg

Гоночная версия McLaren F1 GTR дебютировала в 1995-м. Ее отличали меньшая масса, массивное антикрыло и двигатель, из соображений надежности дефорсированный до 600 л.с.

Другой важнейший фактор, который обеспечил углепластик, — низкий вес конструкции, о котором мы уже говорили. Снаряженная масса McLaren лишь слегка превысила отметку в 1100 кг. Таким образом, удельная мощность составила 550 л.с. на тонну — даже выше, чем у 1000-сильного Bugatti Veyron, дебютировавшего на 13 лет позже!
При столь впечатляющей мощности удивляет и еще один любопытный момент — кузов, дизайн которого принадлежит авторству англичанина Питера Стивенза, счастливо обходится без антикрыла, казалось бы непреложного атрибута любого солидного суперкара. Впрочем, не будем забывать, что Марри по части аэродинамики считался гуру в мире Гран-при. По сути, кузов дорожного McLaren представлял собой так называемую конструкцию автомобиль-крыло, типичную для Формулы 1. Воздух, попадая в специально профилированные полости в днище, прижимал машину к поверхности.

a1f164a8a275c3bf12cf50eae4048d60_small.jpeg


В дополнение, так сказать, к этому естественному процессу, инженеры оснастили машину дополнительными вентиляторами, выкачивавшими воздух из-под днища. Вспоминаете Brabham-BT46B? Наконец, в задней части McLaren предусмотрели малозаметный интегрированный активный спойлер, помогавший сохранить стабильность на траектории при резком торможении. Когда водитель жал на тормоза со всей силы, спойлер поднимался и коэффициент лобового сопротивления увеличивался с 0,32 до 0,36, что положительно сказывалось на эффективности замедления.
К слову, Сх 0,32 и до сих пор считается великолепным результатом для суперкаров. Скажем, у того же Bugatti Veyron этот показатель составляет более скромные 0,36.

















 
Последнее редактирование:

Aleliz

Хранитель форума
Регистрация
24 Фев 2012
Сообщения
25,131
Реакции
25,347
продолжение

Бомба из Уокинга


Истинной сенсацией стала и весьма нехарактерная компоновка салона — водитель в McLaren F1 сидит строго по центру, а два пассажира чуть сзади и по бокам. Впрочем, не слишком логичным такое решение может показаться лишь непосвященному. Во-первых, пилот, расположившийся в центре, не нарушает общий баланс массы автомобиля — параметр особенно важный для суперкара. Опять же, подобное расположение рабочего места оптимально и для обзорности — это два. Не забудем, что таким образом McLaren, к тому же, избавил себя от необходимости создавать версии машины для рынков с правым рулем.

9d366e113a7af243ed74ad6053e17223_small.jpeg

Трехместный салон F1 по нынешним меркам выглядит довольно аскетично. Однако в начале 90-х суперкар с кондиционером и магнитолой был в диковинку

Мы уже говорили, что Гордон Марри видел свое детище, прежде всего, самым быстрым и совершенным дорожным автомобилем мира. Потому при настройке подвески о комфорте не забывали. F1 должен был быть максимально, насколько только возможно, удобным в повседневной эксплуатации, и плавность хода у автомобиля оказалась феноменальной — во всяком случае, для своего класса.

a248657b2f949cc8cb46fa6bbb29e0e6_small.jpeg

Рабочее место пилота McLaren F1. Максимум функциональности и ничего лишнего

e136bf860d6a0dbcf1953323839435ce_small.jpeg

Два пассажира F1 сидят сзади и чуть сбоку от пилота

По нынешним меркам салон McLaren кажется аскетичным — ни ценных пород кожи, ни деревянной отделки, ни вентиляции сидений. Однако F1, в отличие от многих современников, оснащался кондиционером и музыкальной системой от фирмы Кenwood. Причем подборка и установка оптимальных динамиков заняла без малого два года! Другой партнер McLaren — швейцарский часовой бренд TAG Heuer — выпустил ограниченную серию наручных хронометров, каждый из которых входил в комплектацию автомобиля. Также покупатель получал комплект дорожных чемоданов, спроектированных специально под багажный отсек автомобиля, домкрат гоночного типа от фирмы Facom, набор инструментов из титана и даже оплаченный курс повышения водительского мастерства под патронажем победителя Ле-Мана Энди Уоллеса.

Мы требуем гонок!

Но, конечно, главной завлекаловкой McLaren F1 оказался... автомобиль как таковой, характеристики которого просто завораживали. Все тот же Энди Уоллес разогнал гиперкар до 391 км/ч! Правда, тестовый экземпляр обходился без ограничителя оборотов двигателя, так что обычные клиентские версии довольствовались максималкой «всего лишь» в 372 км/ч. Впрочем, и этого оказалось более чем достаточно, чтобы McLaren F1 сразу же отобрал у Jaguar XJ220 титул самого быстрого дорожного автомобиля мира. Динамические показатели и сегодня чарующе великолепны — 3,5 секунды разгона до сотни, 9,4 с до 200 км/ч. Километр со старта F1 проезжал за 19,6 секунды, развивая к концу мерного участка 285 км/ч!

2d47b1ba6e66bcb5c2aa940a00f6df8f_small.jpeg


Тот самый McLaren, на котором Юрки-Ярви Лехто, Янник Дальма и Масанори Секия выиграли 24 часа Ле-Мана 1995 года в абсолютном зачете

Не менее впечатляли феноменальная послушность автомобиля, прецизионное внимание к деталям и неслыханный по меркам суперкаров уровень комфорта. Короче, автомобильная пресса начала 90-х беззаветно влюбилась в детище Гордона Марри. Да что там пресса — весь мир сходил с ума от этой машины: стремительной, технологичной, красивой и практически недоступной.
Однако разработка автомобиля без оглядки на бюджет имеет свои весьма ощутимые недостатки, в частности, крайне высокую конечную цену. Когда в 1993-м стартовали официальные продажи McLaren F1, ценник вводил в ступор даже людей вполне состоятельных — шедевр инженерного гения Гордона Марри стоил без малого миллион долларов! И это в то время, когда приемлемая цена суперкаров составляла порядка $200 тысяч. Исключением можно назвать разве что Ferrari F40, чей прайс-лист дотягивал до полумиллиона. Здесь же речь шла о сумме в два раза большей!

154f6c9a579149b8d64904616c135bea_small.jpeg

Удлиненная серия McLaren F1, подготовленная для участия во всемирной гоночной серии GT

Однако в руководителях McLaren говорила не жадность напополам с алчностью, а лишь желание вернуть вложенные средства. Рон Деннис подсчитал, что несколько сотен F1 смогут компенсировать миллионы, затраченные на разработку. Желающих, увы, оказалось меньше, чем рассчитывали в Уокинге. После первой волны ажиотажного (если это слово вообще уместно при подобных тиражах) спроса, покупательский интерес заметно ослаб. Зато те, кто купили дорожный McLaren, принялись закидывать Денниса и Марри не просьбами даже, а требованиями подготовить гоночную версию модели. А ведь Гордон с самого начала делал именно автомобиль пусть сверхбыстрый и с заточенной как нож управляемостью, но предназначенный для каждодневной эксплуатации на дорогах общего пользования. Как в рамках ограниченного бюджета переделать машину с кондиционером, музыкой и полностью синхронизированной коробкой передач для участия в профессиональных гонках?

618249959e3c9f3b40e813be5c48d9fe_small.jpeg

Поговаривают, что совсем скоро компанию нынешнему McLaren MP4/12С составит истинный наследник F1

Южноафриканскому самородку удалось и это. Машину облегчили, выкинув все «лишние» атрибуты комфорта, пересмотрели аэродинамику, оснастив-таки F1 антикрылом — и это при том, что, по признанию самого Марри, на доработку в аэродинамической трубе ему предоставили всего один день! Кроме того, «бээмвешный» V12 дефорсировали до 600 л.с., дабы повысить надежность — главное качество машины, предназначенной для гонок на выносливость.

bf0cee8d2d96681d06235e96f8539a42_small.jpeg

Общий тираж всех вариантов Mclaren F1 насчитывает лишь 106 автомобилей всех модификаций

Много позже Гордон признается, что ждал дебюта своего детища чуть ли не с паническим ужасом, опасаясь, что «легковые» дорожные манеры McLaren померкнут на фоне оригинальных гоночных конструкций. Какое там! Напротив, карьера F1 в автоспорте оказалась фантастически удачной. Достаточно сказать, что машина с первой же попытки выиграла 24 часа Ле-Мана, причем не только в классе, но и в абсолютном зачете.

Все как надо

Но даже успехи в гонках не смогли подстегнуть продажи. До нескольких сотен изначально намеченных экземпляров McLaren F1 так и не дотянул, остановившись на гораздо более скромной цифре — 106 автомобилей. Зато сегодня те, кто не пожалел в свое время денег, рады-радешеньки — нынешние цены на F1 переваливают за 2 миллиона.

d53867564221a0400cdeb6e1bbc8e6f5_small.jpeg

Всего через 20 лет после дебюта McLaren F1 вошел в золотой фонд мировой автоклассики

В любом случае, даже сотни с небольшим автомобилей хватило для того, чтобы дорожный McLaren вошел в историю как лучший суперкар конца 20 века. Да и нынешнему чемпиону скорости Bugatti Veyron детище Гордона Марри уступает не слишком сильно. Достаточно вспомнить, что до скорости в 391 км/ч F1 разгонялся без помощи 1001 л.с., четырех турбонагнетателей, 7-ступенчатой коробки передач и полного привода, которые есть у Veyron.

ce25fc9dfd345d66f48c496852da8235_small.jpeg

Сегодня создатель McLaren F1 далек от мира суперкаров. На собственной фирме Гордон Марри разрабатывает городской автомобиль нового поколения

Недаром же сам Гордон Марри на вопрос, что бы он сегодня изменил в конструкции своего детища с учетом развития современных технологий, с постоянной улыбкой отвечает: «Ничего. Оставил бы все как есть».
автор Данила Михайлов

http://auto.mail.ru/







 
Последнее редактирование:

Aleliz

Хранитель форума
Регистрация
24 Фев 2012
Сообщения
25,131
Реакции
25,347
[h=1]Жиль Вильнёв – каким он парнем был…[/h]
Квалификация бельгийского этапа 1982 года главному врачу Формулы 1 Сиду Уоткинсу запомнится навсегда. Обломки красной Ferrari под номером 27 и лежащее около отбойников трассы тело пилота – забыть такое он не может и по сей день…
dcba91f492c40473586e3e4dc7e122b2_small.jpeg

Энцо Феррари и Жиль Вильнёв

Сказать, что Энцо Феррари был сложной натурой, – значит, не сказать ничего. Коммендаторе был упрямым, высокомерным, чрезвычайно вспыльчивым и за словом в карман не лез. Достаточно вспомнить его общение с делегацией Ford, которую он попросту обматерил, не стесняясь в выражениях, а ведь с американцами Феррари обсуждал ни много ни мало, а план спасения собственной компании. Но всего лишь один пункт договора вывел Коммендаторе из себя, и американцы услышали столько интересного о себе и своих предках, особенно по материнской линии, что попросту потеряли дар речи.

Но уж если Энцо кого-то любил, то любил поистине беззаветно. И это относилось не только к женщинам. Как и у любого другого руководителя гоночной конюшни, были у Феррари свои любимые пилоты. Их было немного. Если быть точнее, то единицы. Энцо в молодые годы сам участвовал в гонках и был весьма неплохим гонщиком, хотя звезд с неба не хватал. Это ремесло ему было хорошо знакомо, и он сразу видел, на что способен тот или иной пилот. Энцо всегда фанатично отдавался своей работе, будь то пилотирование гоночного автомобиля или руководство формульной конюшней, и требовал того же от других. Только Феррари мог прямо во время гонки справить малую нужду не снимая ноги с педали газа, и этот эпизод был лучшей иллюстрацией его фанатичной натуры. Поэтому нет ничего удивительного, что в Ferrari в 1977 году пришел Жиль Вильнёв, который успел к тому времени заслужить репутацию «безбашенного пилота» - в гоночной серии Atlantic он выделывал на трассе такие фортели, словно ему сам черт был не брат.

002f3f3905b654d08238cc72429cb6ea_small.jpeg


Именно манера пилотирования не позволила Жилю трудоустроиться в McLaren – во время тестов он восемь раз вылетал с трассы, стараясь выжать из старенького McLaren M23B всё, на что тот был способен. Подобная, почти раллийная манера езды совершенно не понравилась тогдашнему директору McLaren Тедди Мейеру, а одиннадцатое место, завоеванное Вильнёвым на Гран-При Великобритании 1977 года, лишь укрепило его в мысли, что канадский новичок не представляет для его команды особого интереса. Возможно, со временем он наберется опыта и станет пилотировать более «цивилизованно», но пока Мейер был не готов заключать с ним контракт. Чего нельзя было сказать об Энцо Феррари, который сразу же заприметил канадского самородка, и вскоре Жиль стал боевым пилотом Скудерии.
c8fd0377078f980d74f69f7ba3a08341_small.jpeg


Собственно, они не могли не встретиться – великий Коммендаторе с вечно юной бунтарской душой и одержимый гонками Жиль. Первые же тесты за рулем Ferrari заставили Энцо удовлетворенно заметить, что «этот парень - то, что надо». До этого в адрес гонщиков чаще всего отпускались лишь колкости, а то и нелитературные выражения – Коммендаторе искренне не понимал, как можно проигрывать, сидя за рулем лучших в мире болидов? А в том, что они лучшие, он не сомневался никогда. И вот теперь в команду пришел пилот, который гонялся не щадя ни машину, ни самого себя. Точно так же, как когда-то делал сам Энцо. Правда, Жиль еще не щадил и соперников. Да и не только их. Уже вторая гонка за Скудерию закончилась трагедией – болид Вильнёва после столкновения с машиной Ронни Петерсона вылетел прямо в толпу зрителей, в результате чего погибли фотограф и маршал гонки.

41756cf71e1f77a9c648d0432dfa4662_small.jpeg

Отличительной чертой Жиля была езда на грани возможного. Иногда и за гранью

В сезоне 1978 года Жиль опять стал завсегдатаем всевозможных «дорожно-транспортных происшествий» – в Бразилии вновь серьезно «приложил» Петерсона, а в США столкнулся с Клеем Регаццони. И это не считая таких «мелочей», как аварии из-за лопнувших шин или отказа тормозов. Правда, в последней гонке сезона – Гран-При Канады – Вильнёв к неописуемой радости местной публики поднялся на верхнюю ступень подиума. А в следующем году Жиль выиграл уже три гонки и стал вторым в личном зачете. Казалось, еще немного и Вильнёв выиграет чемпионский титул, а Энцо Феррари при каждом удобном случае повторял, что у «его Жиля» чемпионский характер и что если кто и достоин короны, то это Вильнёв. Более того, Феррари настолько высоко ценил талант Вильнёва, что как-то раз даже сравнил его с самим Тацио Нуволари.

Впрочем, подобного мнения о Вильнёве был не только Энцо Феррари. Во время дождевой квалификации Гран-При США 1979 года Жиль опередил ближайшего из соперников на… одиннадцать секунд! Еще со времен своей юности, когда Вильнёв гонялся в Канаде на снегоходах, он всегда уверенно выступал в дождевых гонках, но показанный им квалификационный результат ошеломил всех, кто в тот день выезжал на трассу. Жак Лаффит, выступающий за Ligier, был настолько потрясен результатом Вильнёва, что назвал его «инопланетянином». А напарник Жиля по Ferrari Джоди Шектер, решил, что дала сбой система хронометража, настолько невероятное время показал Вильнёв.
3a4c651cb91e78b411f966a92dbca0d9_small.jpeg

Жиль Вильнёв - победитель Гран-При Канады 1978 года. Рядом с ним жена Жоан и сын Жак - будущий чемпион серии Indycar (1995) и Формулы 1 (1997)

Мало кто сомневался, что чемпионство Вильнёва лишь вопрос времени, но в 1980 году Жиль стал только четырнадцатым, сойдя по различным причинам в десяти гонках из четырнадцати. В следующем году он также десять раз не добрался до финиша, а в роковом 1982 году не смог финишировать в первых трех гонках.

А затем наступил черный день 8 мая. Квалификация на бельгийской трассе Зольдер близилась к концу, когда Ferrari Вильнёва столкнулась с March Йохена Масса. Болид Жиля взлетел в воздух, самого гонщика выбросило из машины и он получил тяжелейшие травмы головы и позвоночника. Медицинская бригада сработала оперативно, но спасти Вильнёва не удалось – спустя несколько часов он умер в госпитале. Жилю было всего тридцать два года…
177258b450797c0a99b7bee8849dc239_small.jpeg

Трасса Зольдер, 8 мая 1982 года. Разбитая Ferrari Жиля Вильнёва. Сам пилот отправлен в госпиталь, где спустя несколько часов скончается, не приходя в сознание

Смерть любимого пилота глубоко потрясла Энцо Феррари – и так малообщительный, он полностью ушел в себя и несколько дней ни с кем не общался, а спустя годы признался, что 8 мая потерял своего второго сына. «Жиль вернул имени Scuderia Ferrari былой блеск. Я любил его и гордился им», - такого Коммендаторе никогда не говорил ни об одном из своих пилотов.

За свою карьеру Жиль Вильнёв участвовал в 67 гонках, одержал шесть побед, два раза выигрывал поул-позицию и тринадцать раз поднимался на подиум. И пусть подобные показатели далеко не выдающиеся, но со смертью Вильнёва «королевские гонки» потеряли не просто талантливого, но и по-настоящему уникального гонщика. Так как ездил Вильнёв – на грани возможного, а то и за гранью – не ездил больше никто. Казалось, Жиль пришел в Формулу 1 из золотой эпохи тридцатых-пятидесятых годов, когда на трассе сражались настоящие рыцари без страха и упрека, готовые скорее умереть, нежели проиграть. И не случайно Феррари сравнивал Вильнёва с Тацио Нуволари. А уж Коммендаторе знал что говорил.
4ed235a26b23fe075440aa1788fe8e73_small.jpeg

В 1995 году в городке Бертьевиль (Квебек, Канада) был открыт музей Жиля Вильнёва и установлен памятник

8 мая персонал, пилоты и многомиллионная армия болельщиков Scuderia Ferrari почтят память легендарного гонщика, который навсегда вписал своё имя в историю величайшей из когда-либо существовавших гоночных команд. Жиль Вильнёв с детских лет мечтал выступать в Формуле 1, причем исключительно за Ferrari, а самой большой его мечтой было выиграть чемпионский титул для Скудерии. Его мечты почти сбылись – он смог пробиться в «королевские гонки», стал пилотом Ferrari, но сделать последний шаг ему помешал злой рок. Правда, гонщик по фамилии Вильнёв все же стал чемпионом мира. Спустя пятнадцать лет после трагедии в Зольдере это сделал сын Жиля – Жак Вильнёв.

Впрочем, это уже совсем другая история…

Александр Плеханов

auto.mail.ru
 

Aleliz

Хранитель форума
Регистрация
24 Фев 2012
Сообщения
25,131
Реакции
25,347
[h=1]Цветок его страсти[/h]
60 лет назад английский конструктор Колин Чепмен официально зарегистрировал компанию Lotus Engineering. Начав с переборки старых моторов, целеустремленный лондонец со временем превратился в создателя чемпионских машин Формулы 1 и всемирно известных спорткаров. В зените славы Чапмена будут прославлять как гения и гордость британской империи, но в дни поражений его же заклеймят создателем «четырехколесных гробов», за рулем которых гибнут самые талантливые гонщики поколения. Из заурядного студента Колин вырастет во всемирную знаменитость и очень состоятельного человека, при этом наказания тюрьмой за финансовые махинации он избежит лишь потому, что не доживет до суда. Авто@Mail.Ru вспоминает историю неоднозначного, но безусловно гениального Колина Чепмена и его компании.
[h=2]Мне бы в небо![/h]Для совсем еще юного паренька теперь каждое утро начиналось одинаково. Если Колина не будили сирены воздушной тревоги, он, едва продрав глаза, мчался включать радио — что за сводки с фронта? Вслушиваясь в размеренно-спокойный, преисполненный едва заметной гордости дикторский тембр, вещавший о доблестных подвигах пилотов Королевских Военно-Воздушных сил, рассеявших рвавшуюся к Лондону эскадрилью фашистских Junkers 88, юный Чепмен испытывал смешанные чувства. Конечно, как и вся Англия, он гордился подвигами парней на Hurricane и Spitfire, но в тоже время проклинал собственный возраст. В 12 лет и думать нечего о том, чтобы в обозримом будущем стать пилотом и самолично бить врага...
79b439723373604ef313aa78009d3830_small.jpeg


Мечта о небе накрепко засела в сознании юноши. Уже в 1945-м, сразу по окончании школы, Колин поступил в Лондонский университет и попутно записался на добровольные авиационные курсы для студентов. Более того, Чепмен будет лично приплачивать пилоту-инструктору за дополнительные часы налета на учебно-тренировочном истребителе Harvard 1. В конце концов, его упорство будет вознаграждено — на военную службу Колина призовут именно в части RAF. Правда, на этом, признаться, везение и закончится. В группу летчиков-истребителей его не отобрали, так что битый год армейскую рутину пришлось убивать читая автомобильные журналы.

ee5068787345d058b39a41faf5fd61b5_small.jpeg


Наверное, Колин слишком долго мечтал о небе и в конце концов перегорел. Такое бывает. Вернувшись на гражданку, Чепмен, уже не страдающий от воздушной болезни, вдруг осознал — теперь его больше интересуют автомобили.
[h=2]Подкрасим, подмажем, понюхаем...[/h]
Для начала он открыл гаражную мастерскую, где вместе с приятелем приводил в чувство ушатанные подержанные машины, а после перепродавал их на вторичном рынке. Получались неплохие, уж во всяком случае для вчерашнего студента, барыши. Но вскоре выгодный, но такой скучный бизнес надоел молодому человеку. И он уже знал, куда направить бившую ключом энергию.

33a46057ddc4b5f4cb50637870cd0f64_small.jpeg

Первая машина Чепмена — Lotus Mk I. За рулем — Колин, в качестве штурмана выступает его будущая жена Хейзел Уильямс

Еще в 1947-м из чистого любопытства Чепмен решил покопаться в потрохах убитого Austin Seven — популярной довоенной микролитражки. Максимально облегчив машину и инсталлировав под капот 1,1-литровый нижнеклапанный мотор Ford, лишь немногим мощнее стандартного силового агрегата, Колин заявился на старт местечковых любительских гонок — примитивной помеси ралли, спортивного ориентирования и скоростного подъема на холм. Важнее, что своему самодельному драндулету или, как благородно выражаются англичане, «спешелу» Чепмен подарил имя собственное — Lotus Mk I.

d70c49dbc09b98c1b45ee61389404c70_small.jpeg

Сегодня Lotus Mk III кому-то покажется неудачной помесью газонокосилки и стиральной машины. Тем не менее, эта странная конструкция наводила ужас на соперников в гонках «Формулы 750» и стала для Колина вступительным взносом в мир больших автогонок

Почему Колин назвал автомобиль в честь восточного цветка? В последующие три десятка лет Чепмену задавали этот вопрос не меньше миллиона раз, но он каждый раз упорно уклонялся от прямого ответа. Впрочем, искать отгадку проще, если вспомнить, что в юности великий конструктор увлекался буддизмом — пусть совсем недолго и не всерьез, но все же... А «лотос» в этом религиозно-философском учении — символ чистоты.

0b6949c6d32987275a3029cb740eaf22_small.jpeg

Первая сравнительно массовая модель фирмы Lotus — Mk VI. Предшественник знаменитой «семерки» разошелся тиражом порядка 100 экземпляров

Как бы то ни было, за первым «спешелом» последовал второй. Причем на Lotus Mk II Чепмен осмелился выйти на «кольцо», хотя до этого не видел ни одной гонки даже с трибуны. И не просто вышел, а одержал победу в зачете так называемой «Формулы 750»!
Стоит ли удивляться, что следующую машину он уже строил по спецзаказу? Такие же, как и он сам, гонщики-любители — разве что чуть более состоятельные и менее рукастые — попросили молодого самоделкина «подсобить с техникой».

3807d47287901091b215504faa3563aa_small.jpeg

Чепмен (на фото справа) и его любимый пилот Джим Кларк. Шотландец принес Lotus два чемпионских титула Формулы 1, но трагически погиб во время гонки в 1968-м. Виновницей аварии стала лопнувшая покрышка

Жизнь молодого лондонца круто переменилась. О самолетах к тому моменту он забыл окончательно — было не до этого. С утра пораньше Чапмен отправлялся на основную работу — в офис British Aluminium Company. Там он с превеликим трудом высиживал до вечера, а после стремглав мчался в арендованный гараж на Масвелл-Хилл, где вместе со своими друзьями чуть ли не до зари корпел над очередными гоночными посудинами. Затем короткий сон, ранний подъем и... снова все по кругу.

2e49e8433019109dbd776147c2d17d8c_small.jpeg

Увы, это не единственная катастрофа с летальным исходом с участием Lotus. На снимке искореженный автомобиль Йохена Риндта, погибшего на Гран-при Италии 1970 года. Австриец стал обладателем печального рекорда — он единственный чемпион мира Ф1, завоевавший это звание посмертно

ак продолжалось больше года — с недосыпом все было отлично, на личную жизнь совсем не оставалось времени. Но зато гоночные Lotus превратились в настоящих звезд «Формулы 750», а новые заказы все прибывали. Вскоре Чепмену придется арендовать цеха завода на Тоттенхэм-авеню, ну а в январе 1952 года он оформит документы на собственную автомобильную компанию.

fc3d2007058622f01c7cc09eb5a26855_small.jpeg

Чтобы привлечь дополнительные средства для своей команды, Чепмен одним из первых стал продавать рекламные площади на автомобилях. На снимке Lotus 49 Грэма Хилла с рекламой сигарет Gold Leaf

Кто бы тогда мог предположить, что пройдет всего 11 лет и Lotus станет чемпионом Формулы 1?!
[h=2]В погоне за легкостью[/h]Сегодня подобное представляется совершенно невероятным. Как за несколько лет недавний студент, увлеченный самолетами, сумел превратиться в создателя самых быстрых машин в мире? Впрочем, не стоит забывать, что в середине прошлого века Формула 1 была не той, что сегодня. В 60-е талант конструктора и сметливость менеджера ценились выше самых щедрых спонсорских отчислений. Колин Чепмен умудрялся сочетать в себе оба амплуа.

ccb036b185f432c4552520978dabb55c_small.jpeg

Lotus 72 в черно-золотой ливрее сигарет JPS по праву считается одним из самых красивых автомобилей Формулы 1 всех времен

конце концов, не стоит забывать, что Чепмен по образованию был специалистом в области гражданского строительства. Не совсем автомобильно-инженерная профессия, конечно, ну и пусть. Важнее, что он не понаслышке знал все о сопротивлении материалов, по собственному летному опыту отлично представлял природу аэродинамики, да и устройство автомобиля, благодаря многолетним гаражным экспериментам, не было для него тайной. Но самое главное, именно Колин одним из первых понял: гоночный автомобиль — это не просто четыре колеса, мощный мотор и сиденье. Это, прежде всего, несущая силовая структура, масса и жесткость которой важнее любых других характеристик.

28bdd1f0c99fe6e1772ad0bd51164fe8_small.jpeg

Колин Чепмен и его гоночная империя периода расцвета

Еще на своих первых «спешелах» Чепмен снижал вес всеми возможными методами, а в дальнейшем легкость конструкции стала для него религией и отличительной чертой всех Lotus, как гоночных, так и дорожных.
— Добавляя мотору мощности, вы увеличиваете максималку на прямых, — любил повторять великий конструктор. — Но облегчая автомобиль, вы делаете его быстрее в любой ситуации!

57cf53c17540d590cb0c3f85d0f7c49a_small.jpeg

Среди гоночных трофеев Lotus не только Формула 1. На снимке победитель знаменитой «Инди-500» 1965 года

В погоне за легкостью Колин станет законодателем мод Формулы 1. Алюминиевый, а затем и композитный «монокок» — особый вид шасси, где двигатель использовался в качестве несущего элемента, — эти разработки Lotus превратились в предмет всеобщего подражания и копирования. Сегодня без них невозможно представить современные гоночные автомобили.

b0ee7dfd388ff96a42ddeeaab2fc0742_small.jpeg

Гоночный Talbot Sunbeam, в разработке которого также принимали участие инженеры Lotus, стал победителем раллийного первенства мира 1981 года

Другая составляющая гения Чепмена — фантастическое умение до последнего соответствовать букве спортивного закона, при этом... подчас издеваясь над его духом. В своих разработках он применял принцип «все, что не запрещено, — разрешено». Впрочем, существует ли другая дорога для технического прогресса? Именно на Lotus впервые появились антикрылья, а знаменитый «автомобиль-крыло», ставший сенсацией второй половины 70-х, положил начало аэродинамической революции в гонках.

d775020e925b7a55a9782a41e470affe_small.jpeg

DeLorean DMC-12 — еще один клиент фирмы Колина Чепмена

Несправедливо, впрочем, приписывать все подвиги Lotus исключительно Чепмену-конструктору. Колин слыл еще и чудесным организатором, неплохо разбирающимся в вопросах психологии. Своим неиссякаемым энтузиазмом он заражал других талантливых инженеров и конструкторов. Причем, что самое любопытное, Чапмен редко переманивал ценные кадры у конкурентов, предпочитая обращать в автомобильную, вернее, в гоночную веру, людей, до этого работавших в других областях.

a732440324671bfa5e45d20bc4628920_small.jpeg

Чапмен всегда был на короткой ноге с сильными мира сего. Здесь Колин раскрывает секреты спортивного Lotus Esprit принцу Майклу Кентскому...
3cd82be66d73dee0f866fce7b226ff9d_small.jpeg

...а здесь вместе с Маргарет Тэтчер позирует на фоне гоночного Lotus 91

И вчерашние «полулюбители» становились творцами лучших гоночных машин планеты.
Достаточно вспомнить Майкла Костина и Кита Дакворта — талантливейших конструкторов и основателей знаменитой фирмы Cosworth, чьи гоночные моторы на полвека оккупировали Формулу 1. Оба начинали свой путь в больших гонках именно в команде Чапмена.










 

Aleliz

Хранитель форума
Регистрация
24 Фев 2012
Сообщения
25,131
Реакции
25,347
продолжение

Не только для Гран-при

Наверное, справедливым будет утверждение, что автоспорт был главной страстью в жизни Колина. Разработку и выпуск легковых машин он начал, исходя из тех же соображений, что и Энцо Феррари, — дабы заработать деньги на создание гоночных моделей.

367ffbd0f9465b96eb6e2573b5b30811_small.jpeg

Одна из последних прижизненных фотографий Чепмена. На снимке он изображен с пилотами Lotus сезона 1982 года Найджелом Мэнселлом и Элио де Анжелисом (в кокпите)

Но, будучи гениальным инженером и конструктором, как бизнесмен Чепмен показал себя не с лучшей стороны. Уже первая легковая модель фирмы — Elite — едва не стала причиной краха компании. Сверхпродвинутое в инженерном плане купе оказалось столь дорогим в производстве, что каждый проданный экземпляр приносил ощутимые убытки. Характерно, что об этом недоразумении Чепмен узнал лишь через несколько лет после начала выпуска!

56f83fbd0d1dfd149cbf2a9edf22b2be_small.jpeg

Нынешний глава Lotus Дэни Бэйхор (на переднем плане) надеется вывести компанию на уровень Ferrari и Lamborghini

При подобном подходе вряд ли Lotus протянул бы долго в качестве автопроизводителя, но, на счастье, инженерными талантами Чепмена заинтересовались крупные игроки. Началось все с достаточно крупного заказа от Ford на создание заряженной версии седана Cortina. За ним последовали контракты от Talbot, Vauxhall, Chevrolet, Isuzu и других массовых брендов, жаждавших понежиться в лучах легендарной гоночной славы Lotus. Немногие в курcе, что и знаменитый DeLorean DMC-12 дорабатывали в мастерских фирмы Чепмена. К слову, именно с DeLorean связана и самая, пожалуй, неприятная история в карьере Колина. Контракт с американцами оплачивался через оффшорные счета, и, как выяснилось в результате полицейского расследования, далеко не все средства шли по прямому назначению. Кругленькие суммы осели на личных счетах Чепмена и людей из его ближайшего окружения...

От всеобщего позора недавнего любимца британской империи уберегли лишь весьма уважительные обстоятельства — 16 декабря 1982 года Чепмен умер от сердечного приступа в собственном замке. Основателю Lotus было всего 54...

20.01.2012

Данила Михайлов
http://auto.mail.ru


 
Последнее редактирование:
Сверху