Светоси́ла объекти́ва — величина, характеризующая степень ослабления объективом светового потока.
Светосила объектива тем выше, чем больше его максимальное относительное отверстие.
Относительное отверстие объектива — отношение диаметра входного зрачка к его заднему фокусному расстоянию f.
Относительное отверстие объектива уменьшают ирисовой диафрагмой, позволяющей менять её величину (как правило — ступенчато, однако существуют объективы и с плавной регулировкой). На оправу объектива может быть нанесена шкала из знаменателей относительных отверстий (числа ирисовой диафрагмы), соответствующих различному диафрагмированию, на большинстве современных объективов такая шкала (как и кольцо регулировки диафрагмы) отсутствует и установка диафрагмы производится органами управления на теле камеры.
Диапазон диафрагм объективов общего назначения, с которыми сталкивается фотограф, работающий с цифровыми зеркальными фотокамерами, представлен в Таблице 1.
Таблица 1
1.4_2_2.8_4_5.6_8_11_16_22_32
Чем хороши светосильные объективы?
Светосильные объективы позволяют фотографировать при естественном освещении объекта съёмки. Наметившаяся в последнее время тенденция отказа от вспышек при съёмке официальных мероприятий способствует росту популярности светосильной оптики и фотокамер с низким уровнем шумов матрицы при высоких значениях ISO.
Съёмка светосильной оптикой позволяет фотографу сохранить оригинальный светотеневой рисунок объекта съёмки и не искажать его фотовспышкой или другим внешним источником света.
Помимо этого, светосильная оптика позволяет фотографу регулировать глубину резкости путём изменения диафрагмы, добиваясь максимальной выразительности фотоснимков.
Объективы светосилой 1.4
Обычно это светосильные широкоугольные, штатные и портретные объективы с постоянным фокусом. В конструкции этих объективов присутствует практически весь диапазон рабочих диафрагм.
Прекрасно подходят для изучения таких свойств оптики как управление глубиной резкости при помощи диафрагмы.
Чаще всего объективы с подобной светосилой обладают топовым качеством изготовления и красивым рисунком.
Объективы светосилой 1.8-2
Чуть менее светосильные и несколько более доступные объективы. Эти объективы также построены по схеме с фиксированным фокусом. В большинстве случаев эти объективы имеют вполне достойный конструктив.
С такой светосилой выпускаются не только штатные и портретные объективы, но и широкоугольные объективы с различными фокусными расстояниями. Кроме того, большинство производителей предлагают в текущей линейке телеобъективы различных фокусных расстояний.
«Темнее» топовых объективов всего на одну ступень диафрагмы объективы со светосилой 1.8-2 более демократичны по цене.
Качество изготовления этих объективов менее убедительное, однако, весьма и весьма высокое. Такая оптика вполне подходит для процесса обучения.
Объективы светосилой 2.8
Объективы со светосилой 2.8 можно разделить на две больших категории.
Первая категория – специальные объективы с фиксированным фокусом. Например, объективы для макрофотографии.
Вторая категория – топовые зумы с постоянной светосилой. Постоянная светосила – это такая конструкция зум объектива, что при изменении фокусного расстояния (при зуммировании) светосила остаётся постоянной.
Промышленностью выпускаются топовые зумы в трёх диапазонах фокусных расстояний:
◦
Широкоугольные зумы с постоянной светосилой 2.8
◦
Штатные зумы с постоянной светосилой 2.8
◦
Длиннофокусные зум-объективы с постоянной светосилой 2.8
Единственная особенность подобной оптики – это её высокая цена, связанная с великолепным оптическим качеством, отличным конструктивным исполнением и надёжностью. Такая оптика адресована, прежде всего, профессиональным фотографам. Но практически каждый увлечённый любитель фотографии стремиться её приобрести.
Объективы светосилой 4
Для менее требовательных фотографов выпускаются альтернативные зумы с постоянной светосилой 4.
Они практически также хороши, как их топовые аналоги, но темнее на одно деление диафрагмы, что в некоторых случаях недопустимо. Достоинством такой оптики является то, что она существенно дешевле.
Зумы с постоянной светосилой 4 так же выпускаются в трёх диапазонах фокусных расстояний:
◦
Широкоугольные зумы с постоянной светосилой 4
◦
Штатные зумы с постоянной светосилой 4
◦
Длиннофокусные зум объективы с постоянной светосилой 4
Нередко эти объективы полностью повторяют диапазоны фокусных расстояний своих топовых собратьев.
Качество оптического рисунка этих объективов очень высокое.
Объективы светосилой 4-5.6
Замыкают линейку объективов с переменным фокусным расстоянием сравнительно недорогие объективы начального и среднего уровня.
Объективы начального уровня предназначены для съёмок в хорошую солнечную погоду, имеют весьма скромный констуктив и плохо подходят для учёбы, ввиду сравнительно небольшого диапазона изменения дифрагмы.
Объективы среднего уровня обладают несколько большей светосилой, имеют более убедительную конструкцию и дают достаточно высокое качество изображения.
Надо признать, что при использовании «тёмных» зумов фотограф лишается возможности управлять резкостью при помощи диафрагмы. Это связано с тем, что в средней полосе реально снимать (без штатива) можно при диафрагмах 5.6 (полностью открытая диафрагма) или 8, особенно на «длинном конце» зума. Диафрагмы 11, 16 и тем более 22 чаще всего остаются без дела.
Именно поэтому на «коротком конце» производители стараются дать фотографу хотя бы диафрагму 4, а то и 3.5.
Объективы светосилой 8
Объективы со светосилой 8 и с единственной рабочей диафрагмой, представляют собой уникальные объективы, построенные по интересной схеме. Это так называемые зеркально-линзовые объективы. Эта оптическая схема разработана в нашей стране. Автор – Д.Д.Максутов. Достоинства таких объективов заключаются в компактности, относительно малом весе, а при правильном расчёте, сборке и юстировке у этих объективов практически нет хроматической аберрации.
Плохо подходят для обучения, ввиду специфического назначения этой оптики.