Сезон-2008 был хаотичным: Алонсо, поскандалив с Роном Деннисом, ушёл в “Рено”, Кими Райкконену не подошёл обновлённый по ходу чемпионата болид, а Роберт Кубица чуть было не поборолся за титул, да в «БМВ-Заубер» не поверили в собственные силы. В таких обстоятельствах настоящих претендентов было двое: Льюис Хэмилтон и Фелипе Масса.
В решающей гонке всё шло плавно: Масса уверенно лидировал, но Хэмилтон ехал четвёртым, чего ему вполне хватало. Всё изменилось в одночасье: Глок решил не заезжать в боксы за дождевой резиной, а юный Феттель надавил на Льюиса, пройдя его в борьбе.
Когда Масса пересёк финишную черту, в боксах “Феррари” принялись праздновать титул. А тем временем “Тойота” Глока совсем отказалась ехать по мокрой трассе на сухих покрышках, и Хэмилтон объехал его в последнем повороте. Борьба за титул до клетчатого флага — это прекрасно, но чревато инфарктами.
Да, потом можно было вспоминать отказавший в Венгрии двигатель, поездку по сингапурскому пит-лейну с топливным шлангом и прочие неудачи. Но история одна — Масса выиграл чемпионскую гонку, но не стал чемпионом. Асфальт “Интерлагоса” помог ему, но не стал помогать Тимо Глоку.
ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ И ТРАВМА
Сезон-2009 начался с массивных перемен в правилах Ф-1, среди которых было введение достопамятного KERS. У “Феррари” с новыми правилами дела не пошли: за первые девять гонок команда собрала лишь два подиума. Один из них на счету Массы — в Германии, на последнем для него этапе сезона.
“Скудерия” явно не приспособилась к новому техническому регламенту и вмешаться в борьбу “Брауна” и “Ред Булл” не могла. Но есть ли в том вина Массы? Конечно, как пилот, он работал над болидом, но требовать от гонщика понимания всех тонкостей — перебор. Новые правила лишили бразильца шанса на победы, а так-то он делал всё, что мог: в частности, опережал Райкконена.
А вот дальше в дело вмешался злой рок. Злополучная пружина, отлетевшая от болида Рубенса Баррикелло в квалификации Гран-при Венгрии, нашла шлем Фелипе. Как следствие — потеря сознания, сотрясение мозга и сдержанные прогнозы врачей. Сезон для Массы закончился, а ведь именно во второй его половине пелотон сумел догнать “Браун”, а Райкконен принёс “Скудерии” её единственную победу. Кто знает, может, на верхней ступеньке подиума в Спа стоял бы Масса.
ФЕРНАНДО АЛОНСО
Масса вернулся в гонки быстро — уже в первой гонке сезона-2010 он был на старте. Неизвестно, насколько на нём сказались бы последствия травмы, ведь врачи предрекали и осложнения, и возможный уход из Ф-1. Как бы то ни было, к возвращению Фелипе в Маранелло ситуация там коренным образом изменилась.
Вместо испытывавшего всё больше проблем Кими Райкконена партнёром Массы по команде стал Фернандо Алонсо. Двукратный чемпион мира пришёл в “Скудерию” с единственной целью — выиграть новый титул. И команда была готова работать на испанца.
Масса, возможно, впервые со времени ухода Шумахера, оказался заведомо вторым парнем на деревне. С задором проведя первые две гонки в Бахрейне и Австралии, бразилец сник, за оставшиеся 17 этапов лишь трижды попав на подиум. Уже в Германии Массу не воспринимали как конкурента для своего напарника и ничтоже сумняшеся попросили пропустить Алонсо вперёд. А ведь бразилец лидировал большую часть гонки.
Эта ситуация растянулась на все последующие годы — Масса работал на команду, Алонсо был примой. И чем дольше Фернандо не мог превзойти Феттеля, тем больше сил команда вкладывала в одного него.
“УИЛЬЯМС”
Команда сэра Фрэнка как раз провела один из худших сезонов в истории, и казалось, что переход туда — это шаг к постепенному завершению карьеры. Однако в Гроуве что-то готовили под новые правила, вовремя взяли моторы «Мерседес» — и Масса решил рискнуть.
“Уильямс”, ко всеобщему удивлению, поехал, однако и здесь Массе не удалось зацепиться за победу. Да и борьба со второгодкой Боттасом ему не удалась. Сначала Масса упустил восхитительный шанс на победу в Канаде, где долго не мог пройти Чеко Переса, а под конце врезался в него.
А на минувшем Гран-при Бразилии Фелипе сначала превысил скорость на пит-лейне, а затем решил провести пит-стоп в боксах “Макларена”. В результате бразилец даже пыли из под колёс “Мерседесов” не увидел.
Были и командные проблемы. Например, в Австрии, где Масса даже взял поул-позишн, но недолговечность шин и оборонительная тактика в стиле «как бы чего не вышло» отбросили его на четвёртое место.
Конечно, новый сезон добавил к фигуре Массы и вопросов. Если в “Феррари” его изначально брали оруженосцем Шумахера, а борьба с Райкконеном так или иначе свелась в ничью, то вот безропотное поражение от Алонсо, а тем более провал в борьбе с Боттасом ставят топ-уровень бразильца под жирный знак вопроса.
«Натерпевшись в “Скудерии”, Фелипе принял неочевидное решение перебраться в “Уильямс”.
Да, и там и там есть изрядное количество внешних причин. Но мы ведь знаем, что везёт лишь тому, кто везёт сам. Так везёт ли Масса? И как быстро он везёт?