Дудукало: «Все говорят, что я должен быть на подиуме»
Единственный российский гонщик в чемпионате мира FIA WTCC Алексей Дудукало в интервью Eurosport.ru рассказал о том, как ему удалось пробиться в одну из самых престижных кузовных серий, о целях на этот сезон, а также признался, что хотел бы попробовать свои силы в ралли.
- Алексей, когда и где началась ваша карьера автогонщика?
- Моя карьера началась в 1995 году с автокросса (гонки на грунтовой кольцевой трассе – Прим. авт.). Затем были кольцевые гонки и картинг, период выступлений в котором не прошел бесследно ввиду травм.
- А почему остановили свой выбор на кузовных сериях, а не на формулических?
- В моей жизни был период, когда я выступал в различных формулических сериях – «Формула 1600», «Формула Рено 2.0», затем был проект «Формула «ЛАДА», где удалось занять третье место в чемпионате России. Но руководитель нашей команды Евгений Малиновский посчитал, что мне лучше сосредоточиться на кузовных сериях, так как я уже был не молод для «формул».
«С ПЕРЕХОДОМ В SUNRED ПРИШЛИ ПЕРВЫЕ ПОДИУМЫ»
- Как вам удалось пробиться в чемпионат мира FIA WTCC?
- Постепенно мы, российские гонщики, начинаем попадать в европейские серии. В 2009 году я поехал в европейском кубке SEAT Leon, так как появились дополнительные финансовые средства в бюджете команды, однако первый год прошел ни шатко ни валко, нас не очень устраивала команда – обещали много тестов, но свои обязательства не выполнили. На следующий год я попал в коллектив SUNRED, пришли первые подиумы, победы – 2-е место в Монце, победа в Брно; но нехватка опыта, незнакомые трассы сделали свое дело. Можно было выступить лучше, но достигли того, чего достигли. Затем мы пришли в чемпионат мира, так как поступило сравнительно недорогое предложение от SUNRED, но выступали на старом автомобиле, долгое время партнеры тянули с новыми двигателями, а между кубковой машиной и машиной чемпионата мира целая пропасть, поэтому пришлось привыкать заново, опять возникли проблемы с тестами, долго ждали новых моторов. В итоге, результатов мы не дождались. Но в этом году вроде все складывается неплохо, но пока неудачи преследуют нас.
- Какие цели стоят перед командой на этот сезон, и какую цель поставили перед собой лично вы?
- Все говорят, что я должен приехать на подиум в этом году. Но сам лично ставлю перед собой цель - приезжать в каждой гонке в десятке сильнейших, набирать очки, однако пока в моей копилке нет очков по итогам трех гонок, поэтому нужно работать и трудиться.
- Ваш напарник итальянец Габриэле Тарквини, чемпион мира 2009 года, регулярно приезжает в очках. Что вам мешает это делать? Нехватка опыта или что-то еще?
- В Монце в первой же гонке можно было набрать очки, гонка складывалась для нас удачно, но технические проблемы не позволили это сделать. В Валенсии в первой гонке опять подвела техника - сломалась крепление верхней опоры стойки, а во второй гонке стартовать не удалось. В Марракеше была абсолютно незнакомая трасса, права на ошибку нет, так как гоняешься между стен. Как сказал босс: «Через себя не перешагнешь», поэтому прогрессировать надо было чуть быстрее, чем я разгонялся. Опять же возникли технические проблемы во второй практике, в квалификации допустил ошибку – на холодной резине «догнал» Ford, поэтому пропустил важную тренировку, и в квалификации пришлось выбираться из низов, что чревато мелкими авариями и «стычками» с конкурентами. Будем надеяться, что лимит неудач мы исчерпали.
- А как у вас складываются отношения с Тарквини? Помогает ли он вам советами?
- У нас дружеские отношения, он очень приятный в общении человек, делится своим опытом. Например, в Марракеше прошли один круг пешком, затем проехали на велосипедах, он рассказывал, где можно цеплять поребрик, где нужно держаться правее или левее. Помогает по тактике, а я, в свою очередь, перенимаю опыт.
«ЕСТЬ НАДЕЖДА, ЧТО CHEVROLET ПОКИНЕТ ЧЕМПИОНАТ»
- Насколько реально бороться с представителями команды Chevrolet, может быть не сейчас, а через пару лет?
- На данный момент очень сильная команда, едет с максимальным балластом. Конечно, многие не довольны таким доминированием – гонщики Chevrolet стартуют 9-10-ми, но легко проезжают через весь пелотон. Тяжело бороться, тем более с заводской командой, у них очень большой бюджет, но есть надежда, что Chevrolet покинет чемпионат в скором времени, так как с маркетинговой точки зрения большой отдачи не будет после того, как команда побеждает из года в год. Вполне возможно, что команда станет полузаводской, но пока это всего лишь разговоры внутри паддока.
-
А кого вы считаете основным конкурентом в этом сезоне?
- Себя самого. Мне для себя нужно прогрессировать. Этот автомобиль позволяет это делать, в этом году у нас новый мотор. Бороться можно со всеми, но пока это не очень удается.
- Насколько плотно вы общаетесь с механиками, инженерами команды? Какова ваша роль в процессе подготовки автомобиля к старту?
- Это самая профессиональная команда, с которой мне приходилось работать – все специалисты из SEAT Sport, но с нашими наклейками. От своего инженера я не отхожу ни на шаг, еще перед стартом мы с ним садимся, изучаем телеметрию, обсуждаем тактику использования колес, тактику остановок в боксах. После выездов анализируем свою телеметрию относительно времени Тарквини, изучаем видеозаписи, так как у нас идет синхронизации видео и телеметрии, мы можем посмотреть, кто где находится визуально. С утра приходишь на трассу и работаешь до вечера.
- А можете назвать вашу самую любимую и нелюбимую трассы в календаре чемпионата мира?
- Любимая трасса - та, где больше всего получается. Наверное, Монца. В Кубке Европы удалось приехать в Италии на подиуме, в чемпионате мира смотрелись неплохо. А вот самая нелюбимая – это с абразивным асфальтом, так как переднеприводный автомобиль и разгоняется, и тормозит, и поворачивает передними колесами. Здорово страдают шины в Валенсии, думаю, будет сложно в Венгрии, где очень старый асфальт – на первых кругах можно атаковать, но потом необходимо контролировать износ передних шин, так как начинаешь скользить, сложнее бороться. У гонщиков, которые едут на автомобилях BMW, у них шины работают дольше и стабильнее. Еще бы выделил Макао, там трасса – это, конечно, нечто.
«ПОПРОБУЮ ФИНИШИРОВАТЬ В ВОСЬМЕРКЕ»
- В эти выходные состоится этап в Братиславе - самый близкий от России. Вас будет кто-то поддерживать персонально, жена, например?
- Нет, супругу с собой на этапы не беру, чтобы не отвлекаться. Она у меня следит за гонками дома по интернету. Может, кто-то из друзей приедет в Братиславу.
- Этап в Словакии дебютирует в календаре чемпионата мира. Уже успели познакомиться с трассой?
- Нет, по ней еще никто не ездил, даже венгр Норберт Михелис, который живет рядом. Тарквини говорит, что трасса сложная, так как много затяжных поворотов. По его мнению, она подходит для гонщиков BMW. Будет сложно, но посмотрим, если асфальт там не старый, не крупнозернистый, то шансы будут.
- Какой результат в Братиславе будете считать успешным?
- Попробую финишировать оба раза хотя бы в первой восьмерке.
- С кем-то из российских гонщиков, кто также колесит по миру, поддерживаете отношения? Может быть, общаетесь через социальные сети?
- На социальные сети времени не хватает. Наш пресс-атташе Константин Копылев меня все время прессует; говорит, что надо вести твиттер, но пока руки не доходят. Общаюсь с Сергеем Афанасьевым, с Виталиком Петровым как-то пересеклись в аэропорту.
- Чем вы можете объяснить заметно возросшее присутствие российских гонщиков в различных мировых сериях? На Западе стали наконец-то обращать внимание на наши таланты, или все-таки это вопрос удачного менеджмента?
- Скорее, вопрос менеджмента. К сожалению, мировой спорт работает таким образом, что твое продвижение зависит, скорее, от менеджмента, чем от результатов. Если ты звезда «Формулы-1», например Себастьян Феттель, которого Red Bull вел из младших формул выше и выше, то это работает. Сейчас многие специалисты отмечают Сергея Сироткина. Говорят, что он очень быстро едет, быстро адаптируется. Возможно, увидим его со временем даже в «Королевском классе».
- Кстати, о «Больших призах. С 2014 года в «Формуле-1» будет проводиться этап в России. А есть ли шанс привезти этап WTCC в Россию?
- Я разговаривал с главой WTCC Марчелло Лотти - очень простой, открытый человек. Может спокойно подойти в паддоке, поинтересоваться, как идут дела. В Монце у нас был ужин с представителями СМИ, сидели с ним за одним столом, и я спросил: «Когда WTCC приедет в Россию?» Лотти сказал, что ведет переговоры. В этом году в России будет этап чемпионата мира по супербайку; Лотти заявил, что хочет приехать, посмотреть, переговорить с организаторами по поводу проведению этапа WTCC у нас. Работа ведется, им интересно попасть в Россию, но пока все на уровне разговоров.
-
Помимо автоспорта есть ли у вас еще увлечения, мечты? Быть может, хотите принять участие в «Дакаре» или совершить кругосветное путешествие под парусом?
- Вся моя жизнь связана с автоспортом, но единственное, чего я не пробовал, - это ралли. Хотел бы когда-нибудь проехать в ралли, пусть это будет «Дакар» или этап чемпионата России. А из главных увлечений на данный момент – это семья. Вот сейчас делаю для сына самокат с мотором.
http://www.eurosport.ru/wtcc/wtcc-slovakia/2012/story_sto3248802.shtml