Это его стараниями Формула 1 превратилась в скучноватое зрелище с предрешенным итогом: немецкий гонщик стал новым рекордсменом по количеству побед подряд, выиграв девять заключительных Гран При и по ходу этой серии с огромным преимуществом завоевав очередной титул чемпиона мира.
И это именно у него в голове даже не промелькнула мысль о том, чтобы в прощальной гонке Уэббера пропустить партнёра по команде вперед, позволив тому победно завершить свои выступления в соревнованиях Гран При.
Но было бы неправильно называть влияние Феттеля на спорт сугубо отрицательным – и в равной степени говорить о том, что для самого пилота сезон-2013 стал бы чем-то иным кроме грандиозного успеха.
В уходящем году мир Формулы 1 узнал о личности Себастьяна Феттеля куда больше, чем за все предыдущие годы.
Он проявил свой истинный характер после памятного скандала "Мульти 21", выдержав всю критику в свой адрес, навязал борьбу пилотам Mercedes, блиставшим в начале сезона – и справился со свистом и выкриками во время церемоний награждения. В 2013-м Себастьян стал еще более совершенным, доказав всему миру свои исключительные способности.
В 2013-м превосходство Феттеля было подавляющим
Недавно он заявил AUTOSPORT: «Смотря на таблицу общего зачета и количество очков, которое мы заработали, люди, как правило, говорят, что добиться этих побед нам было легко. Но вы забываете о той работе, которую проделала команда.
Лично для меня этот год получился очень сложным: особенно непростым оказался старт сезона со всей этой политикой, с которой никогда не хочется иметь дело.
Также было тяжело не замечать свист в свой адрес, пусть даже я его и не заслуживал. Но зато все мы – и команда, и сам я – стали еще более зрелыми и смогли сделать качественный шаг вперед».
Образом плохого парня Феттель обзавелся во многом после событий Гран При Малайзии.
Его решение не подчиниться приказам с капитанского мостика было ошибочным: оно сыграло свою роль в том недовольстве публики, которое было адресовано немцу в последующих гонках.
Но пусть даже тем воскресным днем на Сепанге он и запятнал своё имя, спустя три недели в Шанхае Себастьян объяснил свои действия и сделал все возможное, чтобы восстановить собственную репутацию.
Попав под перекрёстный огонь со стороны мировой прессы, немец не постеснялся искренне рассказать, почему решился на этот поступок.
Напряжение в отношениях с Уэббером, которое до этого не проявлялось в открытой форме, на сей раз вылились в публичный скандал – и последние отрезки той гонки красноречиво говорят нам о невероятном стремлении Себастьяна к победам – именно оно движет им в первую очередь.
С того момента выступления Феттеля в минувшем сезоне стали практически безупречными. Он выигрывал одну гонку за другой, неизменно оставляя напарника (едва ли стоит использовать термин "товарища по команде") на второстепенных ролях – в то же время планомерно восстанавливая свою репутацию, серьезно подпорченную скандалом в Малайзии.
Себастьян обрел победную поступь и не желал останавливаться на достигнутом, но в этом нет его вины. А что еще ему оставалось делать? Не стремиться к победам в гонках?
Если что-то и не позволяет немцу создать о себе должное впечатление в мире Ф1 – это недостаточное количество возможностей проявить свои истинные качества. В результате пилот обрел образ отрицательного персонажа из детского спектакля, хотя таковым вовсе не является.
Себастьяна мы можем видеть только на экране телевизора, да и то во время Гран При, а сугубо формальные и неестественные пресс-конференции не позволяют разглядеть ту яркую индивидуальность, которой он несомненно обладает.
На отношении к Феттелю также сказался тот факт, что, по общему мнению, воспитанник Red Bull Racing имеет привилегии в команде и является безоговорочным первым номером. Хельмут Марко готов защищать любые действия своего подопечного, а вкупе с безупречными машинами, которые продолжает строить Эдриан Ньюи, легко сделать выводы, что победы Себастьяну преподносятся на блюдечке.
Болельщики предпочитают видеть победителем гонщика, который наперекор обстоятельствам прошел тернистый путь к триумфу. По определенным причинам Феттель под это описание пока никак не подпадает.
Удивительно, но превосходство гонщика на трассах Ф1 оказывает ему медвежью услугу в плане имиджа. При этом общепринятый образ немца вовсе не отражает тех трудностей, через которые ему пришлось пройти.
На вручении Премии AUTOSPORT Феттель уже не раз демонстрировал свою харизму
Вот почему было так интересно слушать признания Себастьяна во время вручения Премии AUTOSPORT - где вот уже несколько лет все присутствующие имеют редкую возможность увидеть, каким в действительности человеком он является. Кстати, там же было видно, что отношения пилота с доктором Марко не всегда оказываются столь радужными.
«В Венгрии я услышал вполне отчётливый звоночек, - сказал Феттель, рассказывая о гонке на Хунгароринге (той самой, что до настоящего времени остается последней, выигранной кем-то другим). – Я думал, что проделал в субботу достойную работу. Борьба за поул с Льюисом [Хэмилтоном] была очень плотной, нас разделило всего несколько сотых секунды.
Я был в целом доволен своим финальным кругом в третьем сегменте, но знал, что поул был в зоне досягаемости, потому особенно не радовался. Я зашел в свою комнату моторхоума, стал переодеваться, и когда стоял в нижнем белье, дверь открыл Хельмут Марко и с порога прокричал: "Ты все запорол!".
Я переспросил, что он имеет ввиду.
Он ответил: "Пятый поворот, я отчетливо все видел. Если бы ты проехал его так же, как и на своем быстром круге во втором сегменте, то взял бы поул".
Многие не понимают, сколь сложным в некоторых аспектах оказался для нас этот год. Люди склонны думать, что мы с Хельмутом является закадычными друзьями. Но на самом деле тот пример, что я сейчас вам привел, демонстрирует: он никогда не стеснялся критиковать меня – и, судя по всему, в будущем в этом вопросе ничего не изменится.
Я был просто ошарашен его словами о запоротом круге. Хельмут говорил про пятый поворот и был прав, так как обсудил всё с инженерами и был в курсе дела. И хотя мой круг был не так уж плох, он сказал: "Да, но ты все равно мог взять поул".
В воскресенье мы финишировали на третьем месте, и я вновь счёл это хорошим результатом, принимая во внимание, что в гонке нам пришлось отыгрываться, прорываться сквозь трафик и так далее. Но Марко возразил: "Вот видишь, если бы вчера ты вчера взял поул, то сегодня выиграл бы. Но ты ошибся, и гонка сложилась для тебя неважно". Мне оставалось лишь поблагодарить его за сделанные выводы».
Настоящий Феттель может посмеяться над собой и любит веселиться. Он огорчается, когда остается вторым, спорит с боссами RBR, ошибается, но делает из этого правильные выводы. Он здесь, перед нами.
Просто все эти качества затерялись на фоне его эпохального превосходства в Ф1 – это потрясающе несправедливо, но что поделать – люди действительно не хотят видеть в гонках одного и того же победителя.
Может только тогда, когда победная поступь Себастьяна подойдет к концу, когда ему придется мириться с поражениями и вновь искать дорогу наверх, все поймут и оценят его по достоинству.
Парадоксально, но мир Ф1 получит шанс открыть для себя настоящего Себастьяна Феттеля, лишь когда он окажется в роли догоняющего. И тогда все его несомненно полюбят.