Автор: Олег Карпов, обозреватель
Вчера в 10:41
Сергей Сироткин на следующей неделе проведет тесты за Williams, которые можно считать самыми важными в его карьере. Олег Карпов изучил шансы россиянина занять место Фелипе Массы.
Известие о том, что Сергей Сироткин сядет за руль Williams в Абу-Даби, стало неожиданным практически для всех в паддоке. На протяжении последних недель, когда вопрос о вакансии в команде из Гроу на сезон-2018 стал одним из самых актуальных в паддоке, в списке претендентов фамилия Сергея не значилась. В него пресса записывала Роберта Кубицу, Пола ди Ресту, Паскаля Верляйна, Даниила Квята и самого Фелипе Массу – до тех пор пока тот официально не объявил о завершении карьеры.
Значит ли факт приглашения Сироткина на тесты, что реальный список претендентов пополнился и им? Учитывая ситуацию команды и тот факт, что это ее последний шанс просмотреть кандидатов в деле, можно говорить об этом уверенно – тем более, что Падди Лоу это даже подтвердил. Так же очевидно и то, что Сергей вряд ли является основным претендентом. Но шанс у него точно есть. Вопрос лишь в том, насколько большой.
За последние две недели сразу несколько средств массовой информации сообщили, что Williams подписала контракт с Кубицей. Однако команда дважды эти слухи опровергла. Интересно, что обычно в Формуле 1 предпочитают вообще не комментировать неофициальную информацию – по крайней мере в такой форме. Слухи в паддоке нередко опровергаются на словах: ответами на конкретные вопросы, но в данном случае Williams сама – и, опять-таки, дважды – проявила инициативу, чтобы известить прессу о том, что решение пока точно не принято.
О чем может свидетельствовать такая настойчивость? Нечто подобное в этом году, например, происходило после слов Эдди Джордана о том, что Petronas и некоторые другие спонсоры могут отказаться от сотрудничества с Mercedes в 2018 году – команда отреагировала на его слова сразу же, разослав журналистам цитату Тото Вольфа с опровержением. Когда слухи могут нанести потенциальный урон, например, финансовой состоятельности команды – это уже достойный повод, чтобы слух опровергнуть. Но слухи о пилотах коллективы почти всегда оставляют без внимания.
Не исключено, что стремление Williams подчеркнуть факт отсутствия подписанного соглашения с кем-либо из пилотов продиктовано тем, что есть некая третья сторона, которой важно это показать – лучше всего публично. Например, той же SMP Racing, которая поддерживает Сироткина.
Накат
В этом году Сергей стартовал всего в нескольких гонках. После второй подряд бронзы в GP2 он сосредоточился на роли резервного пилота в Renault, но в основной состав так и не попал. По ходу текущего сезона Сироткин стартовал в «24 часах Ле-Мана», а также выступил на одном из этапов «Формулы 2», заменив Александра Элбона в Баку в составе ART.
У него нет гоночного опыта в Ф1, и это говорит не в его пользу – даже несмотря на двухлетние отношения с Renault. Сироткин провел несколько пятничных тренировок в составе этой команды, но в 2017 году в штатном режиме прошла лишь одна из четырех. «Честно говоря, мы подвели его несколько раз в этом году по пятницам, – рассказывает координатор гоночной бригады Renault Алан Пермейн. – Он садился за руль четыре раза, и дважды машина просто ломалась, а один раз трасса была мокрой. Но даже в тот раз, если посмотреть на его времена на фоне Палмера и наших прямых конкурентов, под дождем в Малайзии, он проделал хорошую работу, особенно для пилота, который не так часто садится за руль. Он был очень быстр.
Если говорить о другой стороне, мне вообще не к чему придраться. Сколько усилий он тратит, какую предоставляет обратную связь, как работает с инженерами – тут вообще нет никаких проблем».
У многих в Renault, даже несмотря на не слишком большой накат, Сергей оставил положительное впечатление. «Он очень скромный парень, – поделился мнением о Сироткине с журналистами в Абу-Даби Нико Хюлькенберг. – Он очень простой и при этом, насколько я могу судить, очень трудолюбивый. Увы, ему много не везло в этом году. Каждый раз, когда у него был шанс проехать тренировку, либо что-то случалось с техникой, либо было мокро.
Мне обидно за него, что он по сути не мог себя показать, потому что я думаю, что он на самом деле достаточно сильный гонщик. У него есть темп, и мне кажется он заслуживает получить шанс в Формуле 1».
Почти те же слова Нико произнес еще в октябре в интервью Auto Motor und Sport – когда вакансия освободилась в Toro Rosso. К этому моменту уже было объявлено о контракте Renault с Карлосом Сайнсом, и в целом выбор в пользу испанца вполне объясним: менеджменту команды нужен проверенный вариант, при котором степень риска сведена практически к минимуму. Карлос на хорошем счету в паддоке, у него отличная репутация, и в Renault могут быть уверены, что он не опустится ниже определенного уровня. Сироткин в конечном итоге – это все еще шаг в неизвестность – и для Williams в том числе.
Инженер по образованию
В последние несколько недель Сироткин несколько раз заезжал в Гроу, где работал на симуляторе – и именно после этих визитов Williams в итоге приняла решение посадить его за руль машины в Абу-Даби. Сергей – будучи, к слову, дипломированным инженером – удивил команду своей обратной связью и знаниями.
«Он всегда задает много вопросов по поводу техники, – рассказывает Пермейн. – Я не скажу, что он в этом отношении сильнее всех пилотов вообще, но он знает больше многих. Ему всегда интересны механические аспекты, он всегда просит нас показать ему данные по настройкам, спрашивает о том, что значат те или иные вещи. Скажем так, порой это просто иной уровень».
В общем, у Williams нашлось достаточно оснований, чтобы отдать Сергею треть своего тестового времени в Абу-Даби, и несмотря на все уверения Падди Лоу о том, что никакого прямого сравнения не будет, расписание составлено таким образом, что пища для таких сравнений появится точно.
Кубица и Сироткин уже тестировались за рулем одной машины в Renault, и в июне именно Сергей невольно стал ориентиром для всего мира: в прессу просочилась информация, что Роберт, впервые вернувшись за руль после шестилетнего перерыва, якобы опередил россиянина на 0,3 секунды на лучшем круге.
«Я не думаю, что у прессы была полная информация или хотя бы близко к этому, – говорит Пермейн. – Да и сравнивать пилотов, которые тестировались в два разных дня практически бесполезно. Если вы действительно хотите это сделать, то вам нужно либо две машины, которые нужно выпускать на трассу одновременно, либо хотя бы данные с одного дня. Делать это в разные дни… Особенно когда вы отправляетесь в Валенсию или на "Поль Рикар" – на трассы, которые используются не так часто, и где условия меняются очень сильно».
Кандидат номер один
В Абу-Даби таких проблем быть не должно: погода на Ближнем Востоке достаточно стабильна, а после уик-энда Ф1 трасса сильно меняться уже тоже не должна – на нее уже будет накатан достаточно приличный слой резины.
Кубица и Сироткин отработают по схожим программам во вторник и среду соответственно. Совсем идентичными условия не будут, поскольку план на сессии выбран инженерами Pirelli, но у команды все равно появится достаточно данных для анализа не только шин, но и пилотов: они поочередно будут испытывать сначала старые составы, о которых инженеры Williams уже всё знают, а затем экспериментальные.
Не исключено, что Сироткин и Кубица вообще не совершат ни одной сессии на идентичных шинах, но в команде в любом случае будут знать о том, как они будут на фоне друг друга смотреться. Дополнительным ориентиром для Роберта будет и Лэнс Стролл, который сядет за руль вечером во вторник – его результаты можно будет сравнить с показателями Кубицы, когда он вернется в кокпит вечером в среду, сменив за рулем Сироткина.
В любом случае, и последние слухи, и слова Лоу о Кубице, и расписание на тестах говорят о том, что главную ставку в Гроу делают на поляка.
Именно его пока можно считать кандидатом номер один, и если после тестов в Абу-Даби у Лоу и его сотрудников не останется сомнений ни в его скорости, ни в его способности пилотировать без проблем, несмотря на травму, то именно с ним и будет подписан контракт. Особенно учитывая заинтересованность польских спонсоров, которые уже выходили на связь с командой.
Опрос: Кубица, Сироткин или Квят – кто должен попасть в Williams?
Кандидаты номер два?
Является ли Сироткин кандидатом номер два – пока еще вопрос. В субботу вечером Лоу еще раз повторил, что на тесты не приглашен ни один из других претендентов во многом потому, что информации о них у Williams уже достаточно: ди Реста находится в структуре команды, он провел гонку в Венгрии, а также тестировался с Кубицей за рулем машины 2014 года; Паскаль Верляйн и Даниил Квят постоянно находились на виду, и составить достаточное впечатление о них можно было и без дополнительных проверок.
Двое последних – более или менее «безопасные» варианты. Каждый из них обладает неплохим опытом и в целом с каждым из них Williams может рассчитывать на определенную стабильность. Плюс Сироткина в том, что он все еще может убедить команду в наличии большего потенциала – поскольку и Верляйн, и Квят уже успели предоставить многим в паддоке причины в их собственных перспективах сомневаться.
Многое, конечно, будет зависеть и от SMP Racing. Williams находится в средней группе, где наличие сильного гонщика может стать очень серьезным фактором и позволит ей «отбиться» в виде дополнительных поступлений с призовыми – за более высокое место в Кубке конструкторов. А поскольку очевидного кандидата у Williams нет, команде почти наверняка захочется получить некие финансовые гарантии.
Но в любом случае: все переговоры – и по этому поводу тоже – будут вестись только после тестов. Williams совершенно некуда торопиться и тянуть с принятием решения можно еще хоть месяц, хоть два – чтобы успеть поговорить со всеми: и с SMP Racing, и с Mercedes, и с поддерживающими Кубицу польскими нефтяниками из Lotos, и даже с Acronis, которая пришла в Ф1 во многом из-за Даниила Квята, и представителей которой несколько раз видели в гостевом домике Williams.
Что же до Сироткина, у него в этой игре есть один неоспоримый козырь: тестовый день в среду. «Я думаю, он заслуживает шанс, – говорит про россиянина Пермейн. – Я знаю, что от меня ждут таких слов, потому что он работает с нами, но я и правда так думаю. У него есть скорость, и определенно есть необходимая рабочая этика. Плюс, мы уже говорили про его инженерное образование: он чуть больше других пилотов разбирается в технике. Так что я бы сказал, что он заслуживает шанс.
В Williams все делают правильно – они сажают его в машину. И это главное. Насколько я знаю, он уже был у них на симуляторе, так что следующий шаг – это реальные тесты. Все зависит от самого Сергея. Все в его руках. И я ему сказал об этом: просто сделай свою работу. Ему не надо ничего выдумывать, стараться сделать что-то особенное. Потом слово будет за Williams. Главное, что он успел поставить ногу в дверной проем. Теперь надо просто сделать свою часть работы».