Вторая половина сезона ИндиКара в самом разгаре, на протяжении третьей недели подряд состоится уже 4-я гонка, 10-й этап 2014 года пройдёт на овале Iowa Speedway в эту субботу. Вновь гонка на овале, но на совершенно ином, нежели Индианаполис, Поконо или Техас. На этот раз овал короткий, протяжённостью в 7/8 мили (0.875 мили или 1 400 м). Гонки в Айове традиционно очень интересные и полные борьбы. Это будет вторая ночная гонка в этом году. Дистанция гонки в этом сезоне увеличена с 250 до 300 кругов. Прямая трансляция на телеканале Спорт 1 в 04:40 по Москве (в ночь на воскресенье), повтор в воскресенье в 11:15.
Трасса:
Протяжённость: 7/8 мили (0.875 мили или 1 400 м)
Угол наклона
в поворотах: 12-14° (прогрессивный бэнкинг)
на триовале: 8°
на обратной прямой: 2°
Дистанция: 300 кругов/262,5 мили/420 км
Рекорд круга: 298,826 км/ч (2013 год, Элио Кастроневес)
Старт: с хода в два ряда
Давление в турбине: 140 кПа
Айова — самый короткий овал в календаре ИндиКара, но при этом средние скорости на этой трассе, протяжённостью менее мили, доходят почти до 300 км/ч. Для сравнения, на мильном, но «плоском» овале в Миллуоки средние скорости составляют около 269 км/ч. Высокая средняя скоростью в Айове достигается за счёт большого угла наклона в поворотах: 12-14 градусов (против 9 в Миллуоки), и 8 на триовале. Также, тут используется прогрессивный бэнкинг, то есть угол наклона растёт от апрона (нижнего края трассы) до верхнего края, у стены. Это позволяет увидеть много сражений бок-о-бок и предоставляет пилотом больше возможностей использовать верхнюю линию трассы.
Трасса довольно молодая. Она была открыта в сентябре 2006 года. ИндиКар сюда приезжает с 2007-го и гонки Инди тут являются центральным событием года. Кроме ИндиКара здесь также проходят гонки второго и третьего дивизионов NASCAR, и региональные гонки сток-каров. С осени 2013 года трек приобрёл NASCAR. До этого автодром уже менял владельца.
Соавтором проекта трассы был Расти Уоллас, Чемпион серии NASCAR Sprint Cup 1989 года. Фактически, он скопировал конфигурацию своей любимой трассы в Ричмонде, открытой в 1946 году, где Расти 6 раз побеждал в гонках Кубка. При этом, Айова на 200 метров длиннее Ричмонда и шире. И раз уж зашла речь о Ричмонде, то стоит отметить, что там такая конфигурация появилась лишь в сентябре 1988 года, до этого «старший брат» Айовы был полумильным овалом.
Конфигурация трассы такова, что пилот поворачивает почти всё время, кроме короткого времени на обратной прямой. При этом, машины часто идут бок-о-бок. Это серьёзная нагрузка на пилота как с физической, так и с психологический точки зрения. На протяжении большей части трассы, 11 секунд на круге, пилоты испытывают перегрузку в 4,5 G, что в целом составит 55 минут в гонке.
Отдельная сложность заключается в изменении настроек. Менять настройки стабилизаторов, высоты задней части машины и картографию двигателя часто приходится прямо в процессе поворота, порой пилоту приходится ждать по 2-3 круга прежде чем выпадает шанс всё-таки поменять настройки. Кстати, круг здесь в среднем проходится за 17-18 секунд и за минуту гонщики успевают проехать 3 круга!
Наш пилот, Михаил Алёшин, уже познакомился с этой трассой на тестах: «На Iowa Speedway очень сильный наклон и большое количество неровностей. Технике пилотирования на таких необычных для меня трассах предстоит учиться уже в ходе гоночных уикендов.»
Неровностей и кочек на трассе много, и больше всего в том месте, где проходит тоннель, между 1 и 2 поворотами. Если сравнивать траектории, то самой кочковатой является нижняя, поэтому гонщики тут обычно предпочитают быть примерно на корпус выше жёлтой линии.
В предыдущие два сезона в Айове проходили квалификационные гонки, по традиционному формату соревнований на коротких овалах. Форматы квалификационных гонок немного отличались в 2012 и 2013 году. В 2012 году дистанция трёх квалификационных гонок составляла 30 кругов, в 2013 — 50. В прошлом году вначале проходила традиционная квалификация, где пилот проходил 1 быстрый круг.
По её итогам, топ-6 попадали в финальный «хит», и сражались за поул, также в финальный квалификационный заезд проходили лучшие два пилота из 1-й и 2-й гонок, результаты которых определяли оставшиеся позиции на чётной и нечётной сторонах стартовой решётки. По итогам 3-го заезда пилоты получали очки, от 9 до 2. Также по 1 баллу получали обладатели третьих мест в 1 и 2 заезде. Годом ранее формат был похожим, но тогда обладатели первых двух позций по итогам 1-й и 2-й гонок не проходили в 3-й заезд, куда изначально отсеивали 8 пилотов, и по итогам практики, а не отдельной квалификации, и они разыгрывали между собой первые 8 мест на старте.
К сожалению, в этом году от такого формата определения мест на стартовой решётки отказались, и порядок на старте определит традиционная для овалов квалификация, позиция на решётке будет определятся по средней скорости двух кругов. А вот сама гонка теперь на 50 кругов длиннее — 300 вместо 250-ти.
Стратегия — топливо и шины:
Топливного бака и комплекта резины под зелёным флагом в Айове хватает примерно на 70-75 кругов. Вероятность появления жёлтых флагов в Айове выше, чем на других овальных трассах, где уже прошли гонки в этом году. При том, что в среднем отрезок тут можно проехать довольно длинный, почти четверть гонки на «одном баке», во время появления пейс-кара нужно подумать, есть ли смысл останавливаться. Сами периоды жёлтых флагов тут составляют около 10 кругов. При этом нужно помнить, что пытаться слишком долго переседеть соперников на этой трассе не всегда выгодно. Разница в скорости между новой и изношеной резиной здесь составляет около 2 секунд, и это при том, что круг проходится за 17-18 секунд
Шины в Айове специальные, как и на других овалах. Есть только 1 конфигурация комплекта резины, нет более мягкого и жёсткого состава, при этом все колёса разные. Справа будут такие же шины, как в Техасе и Поконо, а слева специальная спецификация шин Файрстоун для Айовы.
Так как за минуту в Айове пилот успевают пройти три круга, во время пит-стопа под зелёным флагом гонщик теряет сразу 2 круга по отношению к лидерам. Если в этот момент появится жёлтый флаг — гонка будет разрушена.
Настройки:
Джеймс Хинчклифф, действующий победитель гонки в Айове
В Айове используется пакет аэродинамики под короткие овалы, но со своими особенностями. Здесь используются такие же крылья, как на городских и дорожных трассах и овале в Миллуоки. Но есть ограничения по настройкам. Например, в отличии от Миллуоки, в 2012 году тут было запрещено использовать «закрылок Герни» на заднем крыле, а максимальный угол атаки заднего крыла был ограничен в 37 градусов. В прошлом году «закрылок Герни» разрешили использовать в Айове, что добавило машинам около 7% прижимной силы. Оказываясь за другой машиной в повороте, в разряженном потоке воздуха вы теряете около 50 % прижимной силы, о чём рассказывал Дарио Франкитти.
Гонка стартует вечером, но ещё при свете Солнца. Затем на трассу опустятся сумерки, асфальт будет остывать, уровень сцепления расти, баланс машины меняться. Пилот может изменить ряд настроек прямо из кокпита, о чём было написано выше. А на пит-лейне механики могут менять настройки переднего крыла, а также давление в шинах перед тем, как обуть их на машину на очередном пит-стопе.
Расклад сил:
Райан Хантер-Рей и Марко Андретти в Айове в 2012 году
Традиционно в Айове сильнее всех были пилоты Андретти Аутоспорт. Из 7 гонок, которые прошли на этой трассе начиная с 2007 года, 5 выиграли пилоты, выступавшие за команду Майкла Андретти.
Другие две гонки выиграли пилоты Чипа Ганасси. Именно пилоты Ганасси в большинстве прошедших тут гонок традиционно являлись главными соперниками пилотов Андретти в сражениях за победу в Айове, но в этом году у команды дела совсем не клеятся. Похоже, что как изменение состава инженеров, так и переход на моторы Шевроле не пошли на пользу чемпионскому коллективу.
У пилотов Пенске скорость скорее всего будет, в частности у Кастроневеса, но вот сами гонки для подопечных «капитана Рождера» не складывались в Айове в последние годы.
Среди действующих пилотов Андретти Аутоспорт — трое выиграли гонку в предыдущие три года — Марко Андретти, Райан Хантер-Рей и Джеймс Хинчклифф. Марко в 7 гонках на этой трассе 4 раза поднимался на подиум. Хантер-Рей закончил последние две гонки первым и вторым.
А вот Тони Канаан, который принёс тут победу Андретти в 2010-м и тогда прервал свою двухлетнюю серию без побед, на этот раз в стане команды Ганасси. И скорее всего он будет среди фаворитов.В 2012-м году в Айове был настоящий звёздный час у Симона Пажно. Тогда, ещё мало знакомый с овалами француз, стартовавший 25-м, в какой-то момент вышел на третье место и в итоге финишировал 5-м, что произвело на всех большое впечатление. Год назад он финишировал здесь 6-м. В этом году от Пажно определённо можно ждать сильной гонки. Не будем забывать и про Карпентера. Блеклая гонка в Поконо, но может быть в Айове уроженец Индианы вновь покажет, что он на самом деле специалист по овалам? Год назад пасынок Тони Джорджа финишировал тут 4-м.
Михаил Алёшин в этом году удивил и продолжает удивлять буквально всех. В том числе и аналитиков, которые следят за ИндиКаром ещё с 70-х годов. Михаил показал хорошую скорость на всех овалах в этом сезоне, финишировав 7-м в Техасе, и 7-м в Поконо, где на незнакомой трассе он почти всю гонку провёл в топ-5. В Айове Михаил уже провёл тесты, гонки на коротких овалах отличаются от того, что было в Инди, Техасе и Поконо, но наш пилот уже показал, что он быстро осваивается на незнакомых трассах.
Победители гонок на трассе Iowa Speedway:
2007 — Дарио Франкитти — Андретти Грин Рейсинг
2008 — Дэн Уэлдон — Чип Ганасси Рейсинг
2009 — Дарио Франкитти — Чип Ганасси Рейсинг
2010 — Тони Канаан — Андретти Аутоспорт
2011 — Марко Андретти — Андретти Аутоспорт
2012 — Райан Хантер-Рей — Андретти Аутоспорт
2013 — Джеймс Хинчклифф — Андретти Аутоспорт
Гонки ИндиКаров в штате Айова впервые прошли в 1915 году. В том году в штате прошло три гонки, первая, 300-мильная, в Сиукс-Сити, на грунтовом овале. Победу в ней одержал Эдди Рикенбакер, лётчик-ас и будущий владелец трассы Индианаполис Мотор Спидвей (С 1927 по 1945 год). Вторая прошла на грунтовом овале в Берлинтоне, в которой победу одержал Боб Бёрман на Пежо. Её протяжённость составила 100 миль. Третьей гонкой стала 300-мильная гонка на деревянном овале в городе Де-Мойн, которую выиграл Ральф Малфорд на Дюсенберге.
В 1916 году на деревянном овале в Де-Мойн прошло две гонки, короткая 50-мильная, и 150-мильная. Первую выиграл Эдди Рикенбакер на Максуэлле, вторую Ральф Де Пальма, он пилотировал Мерседес. 50-мильная была внезачётной. Вскоре после этого трек был закрыт и демонтирован. Деревянные овалы были дешёвыми, но очень недолговечными.
Интересные факты:
- Соавтором проекта трассы в Айове стал Чемпион серии NASCAR Sprint Cup 1989 года Расти Уоллас. Конфигурация почти полностью скопирована с трассы в Ричмонде, где Расти побеждал 6 раз. Трасса в Айове шире и на 200 метров длиннее. В Ричмонде гонки ИндиКаров проводились с 2001 по 2009 год.
- За минуту в Айове пилоты успевают пройти три круга.
- Айова — самая короткая трасса в современном календаре серии ИндиКар
Положение в турнирной таблице:
После гонки в Поконо, у Пауэра и Кастроневеса равенство по очкам, но по числу побед впереди австралиец, две против одной у Элио. Монтойа поднимается на 4 строчку. Михаил Алёшин уже «стучится» в топ-10! Система двойных очков позволила Кастроневесу разом отыграть у Пауэра 39 баллов. Относительно недалеко Пажно (-44 очка), Монтойа (-55), Хантер-Рей (-58).
На этот раз не будет двойных очков, но уже через неделю третий сдвоенный этап в Торонто, так что всё ещё может поменяться. Но кто же окажется лидером турнирной таблицы после Айовы? Я бы поставил на Элио, хотя не люблю заниматься прогнозами. На всякий случай напомню, что в Айове максимум можно заработать 53 очка, 50 за победу, 1 за поул, 1 за круг лидирования, и 2 за наибольшее число кругов лидирования. Такума Сато является последним пилотом в турнирной таблице среди гонщиков, которые выступают на полном расписании.
В первых 11 гонках у нас было 8 разных победителей, и 16 разных пилотов поднимались на подиум и 20 разных пилотов финишировали в топ-5.